ЭМИ́Н ФЁДОР АЛЕКСАНДРОВИЧ
-
Рубрика: Отечественная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЭМИ́Н (Емин, Еминовский; от тур. варианта араб. имени Амин) Фёдор Александрович (до 1761 Мухаммед) [по-видимому, 1734 или 1735, скорее всего, Константинополь – по уточнённым данным, 30.4(11.5).1770, С.-Петербург], рос. литератор, историк и переводчик. Сын тур. чиновника (очевидно, польско-боснийского происхождения), занимавшего в сер. 18 в. крупные гос. и воен. посты в Алжирском вилайете (известен в источниках как Хусейн-бей по прозвищу Голубоглазый), и купленной им пленной христианки. Владел мн. европ. языками. В 1756 участвовал в алжиро-тунис. войне под началом отца. В 1761 в Лондоне в церкви рос. дипломатич. миссии принял православие (крёстным отцом Э. стал кн. А. М. Голицын из рода Голицыных, отсюда отчество Э.). В том же году прибыл в С.-Петербург, вскоре выучил рус. яз. Переводчик в Коллегии иностр. дел (1761–63; А. М. Обресков советовал канцлеру М. И. Воронцову «держать» Э. «в совершенном отдалении» от тур. дел) и при Кабинете Е. И. В. (с 1763). Преподаватель итал. яз. в Сухопутном шляхетном кадетском корпусе (1762–64) и АХ (1763). Стоял у истоков формирования жанра романа в рус. лит-ре («Непостоянная фортуна, или Похождение Мирамонда», ч. 1–3, 1763, 3-е изд. – 1792, «Письма Ернеста и Доравры», ч. 1–4, 1766, и др.). Автор «Нравоучительных басен» в прозе (1764, 3-е изд. – 1793), богословско-филос. трактата о бессмертии души («Путь ко спасению…», впервые опубл. в 1780, многократно полностью и частично переиздавался). Одним из первых в России прибег к персональной сатире в завуалированной форме, напр., в памфлете «Сон, виденный…» (за него в 1765 по приказу имп. Екатерины II подвергнут тюремному заключению; опубл. Л. Н. Майковым в «Русском архиве», кн. 2, тетрадь 10, 1873), а также в публикациях издававшегося Э. в 1769 ж. «Адская почта». Работал над «Российской историей жизни всех древних от самого начала России государей…» (т. 1–3, 1768–69, на титуле первого тома – 1767; доведена до 1213). В ней, в частности, полемизировал с Г. З. Байером и А. Л. Шлёцером: отрицал сканд. происхождение варягов, считая их народом, родственным пруссам, относил создание Русской правды ко времени до Крещения Руси. В ходе рус.-тур. войны 1768–74 написал историко-географич. очерк об Османской империи («Краткое описание…», 1769, переизд. в 1787, 1828).