Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЮЖАКО́В СЕРГЕЙ НИКОЛАЕВИЧ

Авторы: В. Н. Жуков

ЮЖАКО́В Сер­гей Ни­ко­лае­вич [17(29).12.1849, Воз­не­сенск Хер­сон­ско­го у. Хер­сон­ской губ., ны­не Ни­ко­ла­ев­ской обл., Ук­раи­на – 29.11(12.12).1910, С.-Пе­тер­бург], рос. об­ществ. дея­тель, пуб­ли­цист, со­цио­лог. Дво­ря­нин. Учил­ся на ис­то­рико-фи­ло­ло­гич. ф-те Но­во­рос­сий­ско­го ун-та в Одес­се (1865–69; не за­кон­чил по бо­лез­ни), уча­ст­во­вал в сту­денч. вол­не­ни­ях 1868–69. С 1868 со­труд­ни­чал в жур­на­лах «Зна­ние», «Оте­че­ст­вен­ные за­пис­ки», «Де­ло» и др. В 1876–79 то­ва­рищ ре­дак­то­ра «Одес­ско­го вест­ни­ка», был бли­зок к ре­во­люц. под­по­лью. В 1879–1882 в ссыл­ке в Вост. Си­би­ри как по­ли­ти­че­ски не­бла­го­на­дёж­ный. Чл. ре­дак­ций жур­на­лов «Се­вер­ный вест­ник» (1885–1889) и «Рус­ское бо­гат­ст­во» (1894–98; со­труд­ни­чал с жур­на­лом до 1910). Ре­дак­тор «Боль­шой эн­цик­ло­пе­дии» (т. 1–22, 1900–09). По­ли­тич. про­грам­ма Ю. в це­лом не вы­хо­ди­ла за рам­ки ли­бе­раль­но­го на­род­ни­че­ст­ва. Ис­пы­тал влия­ние по­зи­ти­виз­ма О. Кон­та, а так­же субъ­ектив­ной со­цио­ло­гии П. Л. Лав­ро­ва и Н. К. Ми­хай­лов­ско­го. Ис­хо­дя из един­ст­ва за­ко­нов, в оди­на­ко­вой ме­ре рас­про­стра­няю­щих своё дей­ст­вие на мир жи­вой и не­жи­вой при­ро­ды, счи­тал со­ци­аль­ные за­ко­ны ча­ст­ным слу­ча­ем за­ко­нов при­ро­ды. При­ро­да и об­ще­ст­во раз­ви­ва­ют­ся це­ле­со­об­раз­но и про­грес­сив­но. Ю. вы­де­лял два ви­да про­грес­са: 1) ор­га­ни­че­ский (при­спо­соб­ле­ние жиз­ни к ус­ло­ви­ям фи­зич. сре­ды), ко­то­рый от­ли­ча­ет­ся пас­сив­но­стью, оп­ре­де­ля­ет­ся ес­те­ст­вен­ным от­бо­ром и спо­соб­но­стью при­спо­саб­ли­вать­ся; 2) ис­то­ри­че­ский (при­спо­соб­ле­ние сре­ды к ус­ло­ви­ям жиз­ни), ко­гда че­ло­ве­че­ское об­ще­ст­во с по­мо­щью куль­ту­ры при­спо­саб­ли­ва­ет фи­зич. сре­ду к по­треб­но­стям жиз­ни: ка­ж­дое по­сле­дую­щее по­ко­ле­ние бла­го­да­ря ис­то­рич. про­грес­су на­сле­ду­ет дос­ти­же­ния пре­ды­ду­ще­го и соз­да­ёт свою, бо­лее со­вер­шен­ную, но­вую сре­ду оби­та­ния – куль­ту­ру, ци­ви­ли­за­цию, что и яв­ля­ет­ся, по Ю., це­лью ис­то­рии. Раз­де­ляя идею субъ­ек­тив­ной со­цио­ло­гии о лич­но­сти как гл. субъ­ек­те ис­то­рии, Ю. вме­сте с тем при­зна­вал по­вто­ряе­мость со­ци­аль­ных яв­ле­ний и на­ли­чие не­ко­то­рых об­щих за­ко­но­мер­но­стей со­ци­аль­но-ис­то­рич. про­цес­сов.

Соч.: М. М. Спе­ран­ский. СПб., 1892; Ж.-Ж. Рус­со. СПб., 1894; Аг­рар­ный во­прос в Рос­сии. СПб., 1906; Со­цио­ло­ги­че­ские этю­ды. М., 2008.

Лит.: Пав­лов К. «Эти­че­ская со­цио­ло­гия» г. Южа­ко­ва // Южа­ков С. Н. Со­цио­ло­ги­чес­кие этю­ды. М., 2008; Ру­са­нов Н. С. С. Н. Южа­ков, со­цио­лог и пуб­ли­цист // Там же; Про­та­со­ва О. Л. Идей­ные и со­цио­ло­ги­че­ские взгля­ды С. Н. Южа­ко­ва // Ев­ра­зий­ский Со­юз Уче­ных. 2015. № 7 (16).

Вернуться к началу