ТКАЧЁВ ПЕТР НИКИТИЧ
-
Рубрика: Отечественная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ТКАЧЁВ Петр Никитич (среди лит. псевдонимов – П. Никитин, П. Нионов) [29.6(11.7).1844, с. Сивцово Великолуцкого у. Псковской губ. – 4.1.1886, Париж], рос. революционер, один из идеологов революц. народничества, лит. критик, публицист. Дворянин. Окончил юридич. ф-т С.-Петерб. ун-та (1868). Во 2-й пол. 1860-х гг. был близок к революц. организациям ишутинцев, Г. А. Лопатина и Ф. В. Волховского, участвовал в деятельности тайного студенч. кружка «Сморгонская академия». Во время студенч. волнений в кон. 1868 в С.-Петербурге совм. с С. Г. Нечаевым и др. пытался спровоцировать конфликт студентов с властями. Арестован, находился в заключении в Петропавловской крепости, в 1873 сослан в Великие Луки. В том же году эмигрировал. Сотрудничал в непериодич. издании «Вперёд!» П. Л. Лаврова, разошёлся с ним по вопросам революц. борьбы, изложил свою позицию в открытом письме Лаврову «Задачи революционной пропаганды в России» (Лондон, 1874) и в «Открытом письме господину Фридриху Энгельсу» (Цюрих, 1874; в ответ на критику Энгельсом программы Т. «немедленного революц. действия»). Вместе с небольшой группой единомышленников во главе с К. М. Турским начал издавать ж. «Набат» (1875–81, первоначально в Женеве, с 1879 в Лондоне), вёл в нём полемику с М. А. Бакуниным и Лавровым. В сер. 1870-х гг. сблизился с франц. бланкистами, сотрудничал в их газ. «Ni dieu, ni maître» («Ни бога, ни господина», 1880–82). В кон. 1882 тяжело заболел и последние годы провёл в психиатрич. больнице.
Считал, что капитализм в пореформенной России разрушает традиц. основы обществ. жизни, в частности общину, а рос. самодержавие «висит в воздухе», не имея прочных корней в совр. экономике. Настаивал на немедленной революции, для чего необходима лишь «организованная акция активного революц. меньшинства», которое захватит власть и тем самым развяжет революц. инициативу масс. Сторонник обобществления орудий и средств произ-ва, преобразования сельской общины в коммуну, уничтожения традиц. семьи. Утверждал, что принцип национальности несовместим с принципом социальной революции. Автор статей по истории, социологии, праву, экономике, педагогике. Сформулировал программу построения новой («чуждой всякой метафизике») философии, «связующей воедино насильственно расторгнутые части социальной науки» («Юридическая метафизика», 1863). Свою филос. позицию Т. называл реализмом, трактуя его как «строго реальное, разумно научное, а по тому самому и в высшей степени человеческое мировоззрение». В области лит. критики выступал последователем Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова и Д. И. Писарева. Требовал от худож. произведения высокой идейности и обществ. значимости.