Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ТАЙБУГИ́ДЫ

Авторы: Д. Н. Маслюженко

ТАЙБУГИ́ДЫ, ди­на­стия си­бир­ских пра­ви­те­лей 15–16 вв. Со­глас­но ле­ген­дар­ным дан­ным из си­бир­ских ле­то­пи­сей, Т. про­ис­хо­ди­ли от ишим­ско­го ха­на Она (Он-со­ма), ото­жде­ст­в­ляе­мо­го в ис­то­рио­гра­фии с при­ём­ным от­цом Чин­гис­ха­на – ке­ра­ит­ским пра­ви­те­лем Ван-ха­ном. Сын Она – Тай­бу­га был при­знан Чин­гис­ха­ном «хан­ским сы­ном», ему по­жа­ло­ва­ли кня­же­ние и от­пра­ви­ли по­ко­рять пле­ме­на по Ир­ты­шу, позд­нее он же­нил­ся на пред­ста­ви­тель­ни­це ди­на­стии Чин­ги­си­дов и ос­но­вал г. Чин­ги-Ту­ра (Чим­ги-Ту­ра; ны­не г. Тю­мень). В ше­же­ре си­бир­ских та­тар бий Тай­бу­га пред­ста­ёт сы­ном не­кое­го ха­на Му­ра­та и вы­сту­па­ет ос­но­ва­те­лем Ис­кер­ско­го кн-ва и од­ним из уча­ст­ни­ков ис­ла­ми­за­ции При­ир­ты­шья, при этом его по­яв­ле­ние в Си­би­ри не да­ти­ро­ва­но. Воз­мож­но, что ле­ген­дар­ные Тай­бу­га и его пред­ки мог­ли быть ис­кус­ст­вен­но вклю­че­ны в ро­до­слов­ную Т. для обос­но­ва­ния их прав на си­бир­ский пре­стол в ус­ло­ви­ях чин­ги­сид­ской тра­ди­ции на по­ст­мон­голь­ском по­ли­тич. про­стран­ст­ве.

Т. 15–16 вв. уве­рен­но свя­зы­ва­ют­ся с кла­ном бур­ку­тов. Ли­де­ры это­го кла­на – Ке­пек-ход­жа (Ход­жа-бек) и бий Умар (Мар) в 1420-е гг. пра­вили в круп­ней­шем го­ро­де Тю­мен­ско­го ви­лай­е­та – Чин­ги-Ту­ре. В 1430 впус­ти­ли в го­род пред­ста­ви­те­ля ди­на­стии Шей­ба­ни­дов (Ши­ба­ни­дов) Абул­хай­ра (Абу-ль-Хай­ра), ко­то­рый сде­лал го­род пер­вой сто­ли­цей Уз­бек­ско­го хан­ст­ва (до 1440-х гг.). Ке­пек-ход­жа и Умар уча­ст­во­ва­ли в по­хо­дах Абул­хай­ра 1430-х гг. Сын Ке­пек-ход­жи – Мар (? – 1470-е гг.) ока­зы­вал под­держ­ку ха­ну Тю­мен­ско­го хан­ст­ва (см. в ст. Си­бир­ское хан­ст­во) Иб­ра­ги­му, же­нил­ся на его се­ст­ре, позд­нее убит ха­ном. Внук Ма­ра – бек Му­хам­мед (Ма­мет) (? – 1510-е гг.) в 1494–95 по­сле смер­ти ха­на Иб­ра­ги­ма и ухо­да его бра­та ха­на Ма­му­ка в Ка­зань ушёл в г. Си­бир (Ис­кер, Каш­лык; в позд­них ле­то­пи­сях это со­бы­тие опи­са­но как убий­ст­во Иб­ра­гима и раз­ру­ше­ние Чин­ги-Ту­ры). Его ус­пеш­ные дей­ст­вия при­ве­ли к рас­ши­рению Тю­мен­ско­го хан­ст­ва за счёт зе­мель При­ир­ты­шья, Т. ста­ли бек­лер­бе­ка­ми Шей­ба­ни­дов (до 1510-х гг.). Уход Шей­ба­ни­дов из ле­со­сте­пи Зап. Си­би­ри в 1510-х гг., по­ли­тич. се­па­ра­тизм ме­ст­ных пле­мён вы­ну­дил Т. ис­кать се­бе но­вых сю­зе­ре­нов (воз­мож­но, ими на вре­мя ста­ли ка­зан­ские ха­ны). Ве­ро­ят­но, в 1-й пол. – сер. 16 в. Си­бир­ское (Ис­кер­ское) кн-во во гла­ве с Т. бы­ло фак­ти­че­ски не­за­ви­си­мым.

Из­вест­ны вну­ки Му­хам­ме­да, со­пра­ви­те­ли, бе­ки: Еди­гер (? – 1563), был же­нат на до­че­ри бия Боль­шой Но­гай­ской Ор­ды Ис­маи­ла; Бек-Бу­лат (Бек­бу­лат) (? – 1563). Их об­ра­ще­ние за но­вой ин­ве­сти­ту­рой к рус. ца­рю Ива­ну IV Ва­силь­е­ви­чу Гроз­но­му вы­зва­ло втор­же­ние в их вла­де­ния Шей­ба­ни­дов (сул­та­на Мур­та­зы и его сы­но­вей – Ах­мед-Ги­рея и Ку­чу­ма). Во­ен. кон­фликт за­вер­шил­ся ги­бе­лью Еди­ге­ра и Бек-Бу­ла­та. Же­на и сын Еди­ге­ра ока­за­лись в Мо­ск­ве, а суп­ру­га Бек-Бу­ла­та – в Бу­ха­ре, где ро­дил­ся по­след­ний из­вест­ный пред­ста­ви­тель Т. – бек Са­ид Ах­мед (Сей­ид-Ах­мад-бек, Сей­дяк) (ок. 1563 – не ра­нее 1591). В 1583 он с не­боль­шим вой­ском вер­нул­ся в Си­бирь, в 1585 на не­ко­то­рое вре­мя из­гнал из г. Си­бир Шей­ба­ни­дов и вер­нул се­бе пре­стол. В 1587/88 то­боль­ский пись­мен­ный го­ло­ва Д. Д. Чул­ков за­хва­тил его в плен и от­пра­вил в Мо­ск­ву. На рус. служ­бе за ним за­кре­пил­ся ти­тул «си­бир­ско­го на­чал­ного кня­зя», уча­ст­во­вал в по­хо­де 1591 во вре­мя рус.-швед. вой­ны 1590–93.

Лит.: Frank A. The Siberian chronicles and the Taybughid biys of Sibir. Bloomington, 1994; Не­сте­ров А. Г. Ис­кер­ское кня­же­ст­во Тай­бу­ги­дов (XV–XVI вв.) // Си­бир­ские та­та­ры. Ка­зань, 2002; Ис­ха­ков Д. М. Но­вые дан­ные о кла­но­вой при­над­леж­но­сти «си­бир­ских кня­зей» Тай­бу­ги­дов // Зо­ло­то­ор­дын­ская ци­ви­ли­за­ция. Ка­зань, 2009. Вып. 2; Мас­лю­жен­ко Д. Н. Си­бир­ская кня­же­ская ди­на­стия Тай­бу­ги­дов: ис­то­ки фор­ми­ро­ва­ния и ми­фо­ло­ги­за­ция ге­неа­ло­гии // Сред­не­ве­ко­вые тюр­ко-та­тар­ские го­су­дар­ст­ва. Ка­зань, 2010. Вып. 2; Мус­та­ки­мов И. А. Све­де­ния «Та­ва­рих-и гу­зи­да – Нус­рат-на­ме» о вла­де­ни­ях не­ко­то­рых джу­чи­дов // Тюр­ко­ло­ги­че­ский сбор­ник, 2009–2010. М., 2011.

Вернуться к началу