КОВАЛЕ́ВСКИЙ МАКСИМ МАКСИМОВИЧ
-
Рубрика: Отечественная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КОВАЛЕ́ВСКИЙ Максим Максимович [27.8(8.9).1851, с. Двуречный Кут Харьковского у. Харьковской губ., ныне в Дергачёвском р-не Харьковской обл. Украины – 23.3(5.4).1916, Петроград], рос. историк, правовед, социолог, этнограф, обществ.-политич. деятель, д. стат. сов. (1915/16), акад. Петерб. АН (1914). Дворянин. Дядя Е. П. Ковалевского (1865/66–1941). Крупный землевладелец. Окончил юридич. ф-т Харьковского ун-та (1872), где на него большое влияние оказали лекции Д. И. Каченовского. Учился на юридич. ф-те Берлинского ун-та (1872–73), в Свободной школе политич. наук и Нац. школе хартий в Париже (1873–75). Преподавал в Моск. ун-те (1877–87; с 1880 проф. кафедры гос. права европ. государств). Соредактор ж. «Юридический вестник» (1877–78). Издатель-соредактор ж. «Критическое обозрение» (1879–80; совм. с В. Ф. Миллером).
К. – один из крупнейших представителей либерализма в Рос. империи. Сторонник конституционной, или «народной», монархии, которой он отводил роль верховного посредника между классами и защитника интересов нар. масс. Целью своей научной и преподавательской деятельности считал «подготовку россиян к конституции». С 1882 находился под негласным наблюдением полиции. В 1887 по распоряжению мин. нар. просвещения уволен из Моск. ун-та якобы за публичную критику самодержавного образа правления. К. было также запрещено работать в др. рос. вузах (ограничение снято в 1905). В связи с этим он уехал за границу, читал лекции по истории права, социологии, политич. экономии, истории, социально-экономич. проблемам России и др. в Стокгольмском (1888), Оксфордском (с 1889) и Новом Брюссельском (1895–99) ун-тах, в ун-тах Сан-Франциско (1902), Парижа (с 1890-х гг.), Чикаго (1901–02), а также в Свободном колледже социальных наук в Париже (1901–05). Один из основателей и один из вице-президентов (1901–05) Рус. высшей школы обществ. наук в Париже, привлёк к преподаванию известных рос. и иностр. учёных, вложил в её организацию часть своих средств.
В авг. 1905, во время Революции 1905–1907, вернулся в Россию, участвовал в съезде земских и гор. деятелей в Москве (сентябрь). Один из организаторов и лидеров демократических реформ партии (1906–07) и прогрессистов партии (1912–14). В февр. 1906 – янв. 1907 издавал газ. «Страна».
Депутат 1-й Гос. думы (1906). Настаивал на необходимости принудит. выкупа государством у крупных помещиков части их земли для наделения ею малоземельных крестьян, выступал за отмену смертной казни, амнистию политич. заключённых, неприкосновенность личности и т. д. После роспуска Гос. думы отказался подписать Выборгское воззвание, считая недопустимым призыв к неплатежу налогов и к отказу нести воинскую повинность. В 1907–15 чл. Гос. совета по выборам (от АН и университетов), чл. академич. группы, возражал против форсированного разрушения крестьянской общины и порядка раздела мирских земель, при котором они переходили не в семейную, а в частную собственность; выступал за повсеместное введение суда присяжных и расширение круга дел, ему подведомственных; считал необходимым отделение РПЦ от государства, снятие ограничений, связанных со сложением священнослужителями своего сана; сторонник гражд. равноправия евреев. Гласный Петрогр. гор. думы (1915–16).
Способствовал возрождению масонства в России (посвящён в масоны в ложе «Космос» в Париже в 1888). По инициативе и при участии К. в 1906 основаны ложи «Возрождение» (Москва) и «Полярная звезда» (С.-Петербург). В 1912 содействовал образованию масонской организации «Великий Восток народов России» (С.-Петербург). К. рассматривал масонские ложи в России как одну из форм внепартийного объединения либерально-демократич. сил с целью усиления влияния на верховную власть.
Проф. С.-Петерб. (Петроградского) политехнич. ин-та (1905–16), С.-Петерб. (Петроградского) и Моск. ун-тов, Высших женских (Бестужевских) курсов в С.-Петербурге (с 1914 Петроград) (1906–16). Один из учредителей Моск. гор. народного ун-та им. А. Л. Шанявского (1908; чл. попечительного совета с 1905). При ближайшем участии К. был создан Психоневрологич. ин-т (1907), где он основал (совм. с Е. В. Де Роберти) и возглавил первую в России кафедру социологии; с 1910 К. – декан юридич. ф-та. Читал лекции по истории гос. учреждений, права и социально-экономич. развития России и Зап. Европы, социологии. Один из ведущих публицистов ж. «Вестник Европы» (с 1909 издатель-редактор).
В нач. 1-й мировой войны К., находившийся на лечении в Карлсбаде, интернирован властями Австро-Венгрии, освобождён благодаря заступничеству исп. короля Альфонса ХIII и обществ. деятелей Италии; вернулся в Россию в февр. 1915.
К. – автор св. 670 работ. Критиковал однофакторные концепции историч. процесса, разработал собств. теорию социальных факторов (плюралистич. концепцию социальной причинности), согласно которой социально-историч. изменения определяются множеством факторов, меняющихся в разл. эпохи. Одно из центр. мест в его системе взглядов занимала теория прогресса. Он доказывал, что движущей силой прогресса является единый для всего человечества закон постепенного роста обществ. солидарности, связанного с развитием «эмансипации индивида» (К. отрицал противопоставление индивидуального коллективному). Обосновывал закономерность эволюционного пути обществ. развития.
К. создал «генетич. социологию» – эволюционное направление в социологии, занимающееся изучением зарождения, становления и развития устойчивых социальных образований (семьи, рода, общины, права, обычаев, государства и др.) на основе сравнит.-историч. исследования обществ, находящихся на разных ступенях развития («Социология», т. 1–2, 1910; «Происхождение семьи, рода, племени, собственности, государства и религии», 1914). В 1883, 1885 и 1887 совершил этнографич. и археологич. экспедиции на Кавказ, на основе собранного материала опубликовал книги «Первобытное право» (вып. 1–2, 1886–87), «Современный обычай и древний закон. Обычное право осетин в историко-сравнительном освещении» (т. 1–2, 1886), «Закон и обычай на Кавказе» (т. 1–2, 1890) и др. Показал универсальность родового строя, матриархата, семейной и соседской общин. Считал, что анализ обычаев родовых обществ Кавказа способствует объяснению мн. явлений древнего уголовного права. Рассматривал присоединение Кавказа к России как прогрессивное явление: кавк. народы, избавившись от внешней угрозы, получили возможность мирного развития, расширения своих экономич. и культурных связей. Вместе с тем полагал ошибочной ориентацию рос. администрации на поддержку местной знати и санкционирование норм адата (а не шариата). По письм. источникам К. изучал также коренные народы Австралии, Сибири, Азии и др. территорий. Причины сходства учреждений, обычаев и правовых норм народов К. искал в сходстве условий их жизни, в прохождении разными народами одинаковых стадий развития или в фактах заимствования, которым К. придавал особенное значение. Он пришёл к выводу, что заимствование (за исключением области науки и техники) является не прямым подражанием, а своего рода «второстепенным творчеством» народа в русле его саморазвития, лишь вдохновляемого иностр. образцами («Историко-сравнительный метод в юриспруденции и приемы изучения истории права», 1880).
Историю форм государства и гос. учреждений тесно связывал с социально-экономич. историей («История Великобритании», 1911; «Происхождение мелкой крестьянской собственности во Франции», 1912; и др.). К. обосновал вывод о взаимосвязи демократич. институтов и политич. культуры народа, его «нац. характера», без изучения которого невозможно понять ту духовную силу, которая «приводит в действие правительственную машину и без которой лучшая конституция есть не более как мёртвый механизм». Доказывал, что политич. учения необходимо основывать на изучении эволюции форм гос. устройства. По мнению К., осн. демократич. права имеют революц. происхождение.
Исследовал состояние крестьянства накануне и во время Вел. франц. революции, отрицал наличие в дореволюц. Франции мелкой крестьянской собственности, считая, что вся земля принадлежала королю, дворянству и буржуазии («Происхождение современной демократии», т. 1–4, 1895–97). Гл. труд К. – «Экономический рост Европы до возникновения капиталистического хозяйства» (т. 1–3, 1898–1903; незавершённый 4-й том, посвящённый ср.-век. Италии и, прежде всего, Венеции, не опубл.), в котором К. исследовал экономич. развитие Зап. Европы в 5–14 вв. Считал гл. фактором социально-экономич. изменений в средние века рост и густоту населения.
Член многих рос. и иностр. научных обществ. Президент Междунар. ин-та социологии в Париже (с 1907). Пред. С.-Петерб. (Петроградского) отделения междунар. пацифистского об-ва «Мир» (1909–15). Президент Педагогич. академии в С.-Петербурге (с 1908), ВЭО (1914–16). В 1915 выступил с инициативой организации Рус. социологич. об-ва (действовало в 1916–23 и носило имя К.; воссоздано в 1993 под назв. Социологич. об-во им. М. М. Ковалевского).
К. дружил с П. Г. Виноградовым, К. А. Тимирязевым, И. С. Тургеневым, А. П. Чеховым, А. И. Чупровым и мн. другими. Был в близких отношениях с С. В. Ковалевской. В числе учеников К. – философ и социолог П. А. Сорокин, экономист Н. Д. Кондратьев.
Автор воспоминаний «Моя жизнь» (полностью опубл. в 2005). Собрал уникальную библиотеку (в 1890-е гг. св. 50 тыс. томов), часть которой хранится в Науч. б-ке МГУ (в т. ч. 20 книг 16 в., 50 книг 17 в., 338 книг 18 в.). На вилле К. в Больё (близ Ниццы, Франция) также существовала собранная им библиотека (не менее 30 тыс. книг), её судьба после смерти К. неизвестна.