РЕ́ЙСНЕР МИХАИЛ АНДРЕЕВИЧ
-
Рубрика: Отечественная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
РЕ́ЙСНЕР Михаил Андреевич [7(19).3.1868, Вилейка Виленской губ., ныне Минской обл., Белоруссия – 3.8.1928, Москва], рос. и сов. юрист, представитель психологической школы права, публицист, социолог. Из дворян. Отец Л. М. Рейснер и И. М. Рейснера. Окончил юридич. ф-т Варшавского ун-та (1892). В 1893–97 преподавал в Ин-те с. х-ва и лесоводства в посаде Новоалександрия Люблинской губ. (ныне г. Пулавы, Польша). Проф. юридич. ф-та Томского ун-та (1898–1903; вынужден был подать в отставку в результате конфликта с ректором, недовольным либеральными взглядами Р.). В 1897–98 и 1901–02 в науч. командировке в Гейдельберге. В 1903–07 жил в Германии и во Франции. В 1904 выступил в качестве эксперта по рос. праву на стороне защиты (её представлял К. Либкнехт) на Кёнигсбергском процессе по делу нем. социал-демократов, занимавшихся транспортировкой в Россию газ. «Искра»; заключения Р. легли в основу оправдат. решения суда. В Революцию 1905–07 выезжал в Россию. Чл. РСДРП (с 1905), один из организаторов Нарвского гор. к-та РСДРП. Делегат конференции большевиков (Таммерфорс, Вел. кн-во Финляндское, 1905). Приват-доцент С.-Петерб. ун-та (1907–1917), одновременно преподавал на Высших женских курсах и юридич. ф-те Психоневрологич. ин-та. Вёл социалистич. пропаганду в рабочей среде. В 1-ю мировую войну издавал сатирич. антиоборонческий ж. «Рудин» (1915–16). После Окт. революции 1917 активно включился в сов. строительство. Зав. отделом законодат. предположений Наркомата юстиции, один из авторов Декрета об отделении церкви от государства, участвовал в составлении Конституции РСФСР 1918. В 1918–19 совм. с М. Н. Покровским инициатор и организатор Социалистич. академии (см. в ст. Коммунистическая академия). Тогда же содействовал организации Смоленского ун-та. Зав. политотделом штаба Астрахано-Каспийской (июнь – июль 1919), Волжско-Каспийской (июль 1919 – июль 1920) воен. флотилий, Балт. флота (июль 1920 – янв. 1921). Профессор кафедры общей истории и теории права ф-та обществ. наук (1921–25), кафедры гос. права СССР и гос. права буржуазных стран ф-та сов. права (1925–1928) МГУ.
Рассматривал государство как «социально-психологическое явление, идеологию и организованное при её содействии массовое поведение людей». Считал, что гос. идеология не может отождествляться с к.-л. классовой идеологией и должна быть национальной, основанной на верховенстве нац. идеи как объединяющего начала. Переработал с позиций марксизма концепцию интуитивного права Л. Кнаппа, Л. И. Петражицкого. Считал, что в классовом обществе каждый класс и сословие имеют своё интуитивное (субъективное) право, которому противостоит право объективное, общее, устанавливаемое всеми классами путём компромисса между ними. Классовое пролетарское право, по мнению Р., «в виде права интуитивного вырабатывалось вне каких бы то ни было официальных рамок в рядах угнетённой и эксплуатируемой массы» ещё при капитализме; в наиболее чистом виде оно нашло воплощение в требовании «нетрудящийся да не ест», закреплённом в Конституции РСФСР 1918 и Кодексе законов о труде 1918. Сов. Гражданский кодекс 1922 рассматривал как компромисс трёх классовых систем права (пролетарского, крестьянского и буржуазного права). Выступал против деления сов. права на публичное и частное, ратовал за единое хозяйств. право, построенное на основе гос. собственности. Считал, что с преодолением фактич. неравенства на смену праву как идеологич. форме придёт свободное от идеологич. искажений «научно-техническое выражение общественных отношений без малейшей примеси какого бы то ни было субъективизма, преломления или извращения».
Правовые взгляды Р. были подвергнуты критике за отход от марксистской теории к «социальному фрейдизму», отрыв права от политики и государства и т. д.