Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПСКО́ВСКАЯ СУ́ДНАЯ ГРА́МОТА

Авторы: С. В. Васильев

ПСКО́ВСКАЯ СУ́ДНАЯ ГРА́МОТА, па­мят­ник др.-рус. пра­ва, су­деб­ный свод Псков­ской рес­пуб­ли­ки. П. с. г. со­хра­ни­лась в двух спи­сках – Во­рон­цов­ском (в со­ста­ве ста­тей 1–120 по при­ня­то­му в совр. ис­то­рио­гра­фии де­ле­нию) и Си­но­даль­ном (в со­ста­ве ста­тей 109–120). Си­но­даль­ный спи­сок вы­пол­нен в сер. 16 в., Во­рон­цов­ский спи­сок – в 1-й пол. 16 в. (по мне­нию И. И. По­ло­си­на) или кон. 16 – нач. 17 вв. (да­ти­ров­ка В. П. Лю­би­мо­ва). В пре­ам­бу­ле П. с. г. со­дер­жит­ся да­та её со­став­ле­ния – 6905 (1397), ко­то­рая про­ти­во­ре­чит упо­ми­на­нию там же о 5 со­бо­рах Пско­ва (5-й по­стро­ен в 1462). По мне­нию ря­да ис­сле­до­ва­те­лей, циф­ру го­да соз­да­ния сле­ду­ет чи­тать как 6975 (1467) – год на­зна­че­ния из Мо­ск­вы в Псков на­ме­ст­ни­ком кн. Ф. Ю. Шуй­ско­го. Воз­мож­но, имен­но в этой свя­зи пско­ви­чи со­ста­ви­ли П. с. г. для ог­ра­ж­де­ния сво­их прав. По мне­нию ис­сле­до­ва­те­лей, ис­точ­ни­ка­ми П. с. г. по­слу­жи­ли отд. ста­тьи Рус­ской прав­ды, ме­ст­ное псков­ское обыч­ное пра­во, ве­че­вые по­ста­нов­ле­ния, кня­же­ские гра­мо­ты.

Осн. со­дер­жа­ни­ем П. с. г. яв­ля­ют­ся во­про­сы су­до­ус­т­рой­ст­ва и су­до­про­из­вод­ст­ва. Фик­си­ро­ва­лись 5 ви­дов су­да: 1) кня­зя и по­сад­ни­ка (уго­лов­ные пре­сту­п­ле­ния; про­из­во­дил­ся у кня­зя на се­нях); 2) псков­ских вы­бор­ных су­дей, а по при­го­ро­дам – ме­ст­ных по­сад­ни­ков и ста­рост (гражд. де­ла по зай­мам, най­мам, по­куп­кам, на­след­ст­вам и т. п.); 3) вла­дыч­но­го или епи­скоп­ско­го на­ме­ст­ни­ка, т. к. тер­ри­то­рия Псков­ской рес­пуб­ли­ки на­хо­ди­лась под вла­стью нов­го­род­ско­го ар­хи­епи­ско­па (цер­ков­ные и гражд. де­ла ду­хов­ных лиц); 4) брат­чин­ный (де­ла и спо­ры, воз­ни­кав­шие на брат­чин­ных пи­рах); 5) ве­ча.

Суд ини­ции­ро­вал­ся жа­ло­бой ист­ца. От­вет­чик вы­зы­вал­ся на суд спец. долж­но­ст­ны­ми ли­ца­ми – «по­зов­ни­ка­ми», «при­ста­во­ва­ми», «дво­ря­на­ми», «под­вой­ски­ми». Осн. до­ка­за­тель­ст­ва­ми в де­лах по зе­мель­ным тяж­бам счи­та­лись по­ка­за­ния ста­ро­жи­лов и околь­ных лю­дей, ме­же­вые зна­ки, гра­мо­ты на пра­во вла­де­ния, кре­ст­ное це­ло­ва­ние, су­деб­ные по­един­ки (по­ле). В де­лах по зай­мам и по­кла­же (до­го­во­ре о хра­не­нии ве­щи) су­деб­ны­ми до­ка­за­тель­ст­ва­ми при­зна­ва­лись «дос­ки», «ряд­ни­цы» и др. за­пи­си.

Ве­щ­ное пра­во, по П. с. г., пре­ду­смат­ри­ва­ло де­ле­ние ве­щей на не­дви­жи­мые (от­чи­на) и дви­жи­мые (жи­вот). Раз­де­ля­лось на­следств. зем­ле­вла­де­ние – «вот­чи­на» и ус­лов­ное – «корм­ля». П. с. г. фик­си­ро­ва­ла спо­со­бы воз­ник­но­ве­ния пра­ва соб­ст­вен­но­сти: пе­ре­ход по до­го­во­ру, по на­след­ст­ву, по­жа­ло­ва­ние, по дав­но­сти и при­плод (от ско­та). В П. с. г. от­ме­че­ны два ви­да на­сле­до­ва­ния: по за­ко­ну (от­мор­щи­на) и по за­ве­ща­нию (при­каз­ное). Пре­ду­смат­ри­ва­лись и слу­чаи, ко­гда иму­ще­ст­во по­сту­па­ло не в соб­ст­вен­ность на­след­ни­ка, а в его по­жиз­нен­ное поль­зо­ва­ние, и он не мог его от­чу­ж­дать. Обя­за­тель­ст­вен­ное пра­во рег­ла­мен­ти­ро­ва­ло до­го­во­ры ку­п­ли-про­да­жи, да­ре­ния, за­ло­га, зай­ма, ме­ны, по­кла­жи, най­ма по­ме­ще­ний, лич­но­го най­ма. Фор­ма до­го­во­ра, по П. с. г., мог­ла быть уст­ной и пись­мен­ной. Важ­ную роль иг­ра­ло ус­та­нов­ле­ние сро­ка ис­пол­не­ния до­го­во­ра. Дол­го­вые обя­за­тель­ст­ва ло­жи­лись не на лич­ность долж­ни­ка, а на его иму­ще­ст­во, т. е. долж­ник не рас­пла­чи­вал­ся по дол­гам собств. сво­бо­дой.

П. с. г. мог­ла по­слу­жить ис­точ­ни­ком Су­деб­ни­ка 1497 (см. в ст. Су­деб­ни­ки 15–16 вв.), а так­же об­на­ру­жи­ва­ет ряд об­щих черт с 1-м Ли­тов. ста­ту­том (см. в ст. Ли­тов­ские ста­ту­ты).

Впер­вые П. с. г. вве­де­на в на­уч. обо­рот Н. М. Ка­рам­зи­ным в 1817 в при­ме­ча­ни­ях к 5-му то­му «Ис­то­рии го­су­дар­ст­ва Рос­сий­ско­го» (опуб­ли­ко­вал Си­но­даль­ный спи­сок, за ис­клю­че­ни­ем ст. 113). Во­рон­цов­ский спи­сок об­на­ру­жен Н. Н. Мур­за­ке­ви­чем в ар­хи­ве гр. М. С. Во­рон­цо­ва и опуб­ли­ко­ван им в 1847 с крат­ким вве­де­ни­ем и ком­мен­та­ри­ем.

Ис­точн.: Па­мят­ни­ки рус­ско­го пра­ва. М., 1953. Вып. 2; Рос­сий­ское за­ко­но­да­тель­ст­во X–XX вв. М., 1984. Т. 1: За­ко­но­да­тель­ст­во Древ­ней Ру­си; Алек­се­ев Ю. Г. Псков­ская суд­ная гра­мо­та: Текст, ком­мен­та­рий, ис­сле­до­ва­ние. Псков, 1997.

Лит.: Уст­ря­лов Ф. Н. Ис­сле­до­ва­ние псков­ской суд­ной гра­мо­ты 1467 го­да. СПб., 1855; Вла­ди­мир­ский-Бу­да­нов М. Ф. Хре­сто­ма­тия по ис­то­рии рус­ско­го пра­ва. Яро­славль, 1871. Вып. 1; Алек­се­ев Ю. Г. Псков­ская суд­ная гра­мо­та и ее вре­мя. Л., 1980; Кис­те­рев С. Н. «Ряд­ни­ца» в стать­ях 32 и 38 псков­ской суд­ной гра­мо­ты // Очер­ки фео­даль­ной Рос­сии. М., 2000. Вып. 4; Гурь­е­ва О. Ю. Граждан­ское пра­во по Псков­ской суд­ной гра­мо­те. Толь­ят­ти, 2003; Ва­силь­ев С. В. Псков­ская суд­ная гра­мо­та и I Ли­тов­ский Ста­тут: Опыт срав­ни­тель­но­го ис­сле­до­ва­ния тер­ми­но­ло­гии за­ко­но­да­тель­ных па­мят­ни­ков. М., 2011.

Вернуться к началу