ПОЛУБО́ТОК ПАВЕЛ ЛЕОНТЬЕВИЧ
-
Рубрика: Отечественная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПОЛУБО́ТОК Павел Леонтьевич [ок. 1660 – 18(29).12.1724, С.-Петербург], глава малороссийского казачества. Сын Л. А. Полуботка [? – 29.9(9.10).1695], генерального бунчужного (1672–78), генерального есаула (1678–83) и полковника Переяславского полка (1683–87, 1689–90) Запорожского войска; зять гетмана И. С. Самойловича (с 1680). П. владел лат. и польск. языками; возможно, учился в 1670-е гг. в Киево-Могилянской коллегии (академия с 1694). С 1680 в Черниговском полку Запорожского войска, полковник (не позднее мая 1705 – 1723). В 1708, во время Северной войны 1700–1721, после измены гетмана И. С. Мазепы, сохранил верность Петру I, один из кандидатов на место гетмана «войска Запорожского обеих сторон Днепра». Участвовал в Полтавской битве 1709. Разбогател благодаря царским пожалованиям, а также скупая земли у казаков и крестьян и, по-видимому, захватывая земли ратуш сотенных городов (к нач. 1720-х гг. ему принадлежали земли на территории Гадячского, Лубенского, Нежинского, Сумского, Черниговского полков Левобережной Украины и Ахтырского полка Слободской Украины). Вероятно, занимался торговой деятельностью, пытался на подконтрольной ему территории Черниговского полка монополизировать торговлю табаком, водкой, зерном.
После смерти гетмана И. И. Скоропадского указом Петра I от 11(22).7.1722 П. назначен до выборов нового гетмана управлять Левобережной Украиной совм. с генеральной старши́ной. Часто подписывался как «наказный гетман», хотя таковым не являлся. По распоряжению Петра I «во всех делах и советах» должен был «иметь сношение и сообщение» с Малороссийской коллегией, образованной весной 1722 во главе с бригадиром С. Л. Вельяминовым. В 1722 П. ввёл запрет на привлечение казаков генеральной, полковой и сотенной старшинами, местной гражд. администрацией и духовенством к каким-либо работам, помимо службы [решение продиктовано инструкцией имп. Петра I от 16(27) мая, направленной Вельяминову], распорядился расширить состав полковых судов за счёт «честных и разумных людей» [универсал от 19(30) авг.], обязал полковников заключать в тюрьмы крестьян, бунтовавших против своих владельцев [универсал от 13(24) дек.].
Одновременно П., пытавшийся добиться проведения выборов гетмана, начал борьбу с Малороссийской коллегией. От имени генеральной и полковой старшин, а также «сотников и товариства» он инициировал обвинения С. Л. Вельяминова в превышении полномочий. Жалобы были рассмотрены и удовлетворены Сенатом в отсутствие Петра I, руководившего Персидским походом 1722–23. В частности, Вельяминову было предписано требовать от Генеральной канцелярии копии не всех, а только отд. важных бумаг и относиться к генеральной старшине «со всякою учтивостью». В свою очередь, Вельяминов сообщил императору, что П. в нарушение установленного Петром I порядка не поставил Малороссийскую коллегию в известность о рассылке своих универсалов по полкам и отказался собрать требуемые сведения о налогоплательщиках. Указом Петра I от 16(27).4.1723, расширившим полномочия Малороссийской коллегии, П. был вызван в С.-Петербург вместе с генеральным судьёй И. Ф. Чернышом и генеральным писарем С. Савичем «для ответу». Тем не менее П. вновь обратился к императору с просьбой об избрании гетмана «вольными голосами», на что Пётр I указом от 23.6(4.7).1723 не разрешил «в сем деле докучать». П. приехал в С.-Петербург в августе того же года, в сентябре дал показания в Тайной канцелярии. Тогда же совершил подлог. Он привёз написанную «малороссийским письмом» челобитную об отмене налогов с хозяйств казацкой старшины (введены в 1722), а также пустой бланк с подписями старшины, предназначенный для перевода текста на «великорусское письмо». Используя пустой бланк, П. при переводе дополнил челобитную просьбой об учреждении вместо Малороссийской коллегии генерального суда из 7 человек. Одну челобитную он подал в Сенат, а вторую – в Коллегию иностр. дел. Это совпало с действиями полк. Миргородского полка Д. П. Апостола, который в ноябре через посредника подал прямо в руки Петру I челобитные казацкой старшины (в свою очередь исправленные Апостолом) с просьбами не только отменить налоги со старшины, но и разрешить выборы гетмана. Император, расценив челобитные как «неосновательные и противные прошения», распорядился заключить всю казацкую делегацию во главе с П. в Петропавловскую крепость. В кон. 1723 – нач. 1724 всё имущество П. описано. В манифесте Петра I от 15(26).6.1724 П. назван «недоброжелательным своему Отечеству» и императору человеком. Скончался до вынесения судебного приговора. Манифестом имп. Екатерины I от 8(19).2.1725 семья покойного П. была помилована (вскоре вдове и сыновьям П. было возвращено имущество). В том же манифесте просьбы упразднить Малороссийскую коллегию императрицей расценены как стремление П. и поддерживавших его лиц избавиться от инстанции, препятствовавшей их обогащению за счёт утесняемого ими простого «малороссийского» народа.
Судьба П. описана в поэмах Т. Г. Шевченко «Сон» и С. В. Руданского «Павло Полуботок»; оба поэта вложили в уста П. негативную оценку Петра I и его политики в отношении запорожских казаков. П. изображён на картине В. А. Волкова «Император Пётр I посещает наказного гетмана Полуботка в каземате Петропавловской крепости в 1724 г.» (1900). В укр. научно-популярной и учебной литературе П. рассматривается как нац. герой, боровшийся и погибший за независимость Украины. Его именем названы улицы во Львове, Ровно, Чернигове и др. укр. городах. Нац. банком Украины в честь П. выпущена памятная серебряная монета достоинством 10 гривен (2003).