ПЕ́СТЕЛЬ ПАВЕЛ ИВАНОВИЧ
-
Рубрика: Отечественная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПЕ́СТЕЛЬ Павел Иванович [24.6(5.7).1793, Москва – 13(25).7.1826, С.-Петербург], участник движения декабристов, полковник (1821). Дворянин. Сын И. Б. Пестеля. Лютеранин. Получил домашнее образование, затем обучался в Дрездене под рук. А. Е. Зейделя (1805–09), в Пажеском корпусе в С.-Петербурге (1809–11), слушал курс политэкономии проф. С.-Петерб. ин-та К. Ф. Германа (1816–17). Служил в л.-гв. Литовском (1811–14), Кавалергардском (1814–1819), Мариупольском гусарском (1819–1821), Смоленском драгунском (1821), Вятском пех. (с 1821; его командир) полках; адъютант ген. от кав. гр. П. Х. Витгенштейна (1813–21). Масон (посвящён в 1812), чл. лож «Соединённых друзей» (1812–17), «Сфинкса» (1817) и «Трёх добродетелей» (1817–19) в С.-Петербурге. Участник Отеч. войны 1812 (тяжело ранен в Бородинском сражении, награждён золотой шпагой с надписью «За храбрость») и заграничных походов рос. армии 1813–14. Чл. тайных обществ – Союза спасения (принят, по словам П., в кон. 1816 – нач. 1817; участвовал в написании устава общества), Союза благоденствия [1818–21; создал в 1818 управу общества в г. Тульчин Подольской губ. (ныне Винницкой обл., Украина)]. Организатор тайного Южного об-ва (1821). В 1821 трижды по приказу нач. штаба 2-й армии П. Д. Киселёва посещал Бессарабию с целью сбора сведений о событиях в Молдавском кн-ве, в т. ч. о деятельности там А. Ипсиланти, вступил в Кишенёве в масонскую ложу «Овидия».
На формирование политич. взглядов П. повлияли связь с масонами и его пребывание во Франции в 1814, где после реставрации монархии Бурбонов была сохранена и признана, по словам П., за «благие вещи» значит. часть «коренных постановлений» Франц. революции кон. 18 в. Первоначально П. выступал за установление в России конституц. монархии. Однако в нач. 1820 высказался за республику (доклад о разл. видах правления на собрании Коренной управы Союза благоденствия в квартире Ф. Н. Глинки в С.-Петербурге) и цареубийство (на следующем заседании на квартире И. П. Шипова). Полагал, что республика может надёжнее гарантировать равенство между людьми.
Автор проекта программы Южного об-ва – «Русской правды, или Заповедной государственной грамоты великого народа российского, служащей заветом для усовершенствования России и содержащей верный наказ как для народа, так и для Временного верховного правления» (впервые опубл. в 1906, полностью – в изд. «Восстание декабристов», т. 7, 1958). В её основу П. положил идею макс. политич., социальной, нац. и культурной унификации. Считал необходимым после осуществления в России гос. переворота по примеру якобинской диктатуры во Франции установить диктатуру Врем. революц. правительства, которое бы руководствовалось в своей политике «Русской правдой…». Россия должна была стать «единым и неразделимым» государством, состоящим из 53 губерний (делились на уезды и волости) со столицей в Нижнем Новгороде, который переименовывался бы во Владимир (в честь киевского кн. Владимира Святославича). Границы России П. определял исходя из права «благоудобства», под которым он понимал право больших государств подчинять себе соседние малые народы, неспособные отстаивать свою независимость. Правом народности (правом на самостоят. политич. бытие) П. наделял только поляков, др. народы России должны были полностью раствориться в единой общерус. народности. С этой целью П. намеревался отменить названия народов и племён, объявить всех граждан России русскими, а рус. язык – единственно возможным языком (подлежал бы обновлению на общеслав. основе; все заимствованные слова предлагалось заменить неологизмами со слав. корнями или архаизмами из др.-рус. языка). Предполагалось превратить кочевые племена в оседлые, переселить евреев (по подсчётам П., св. 2 млн. чел.) из России через Османскую империю в Палестину, а некоторые народы Кавказа (т. н. буйные) – немногочисленными группами во внутр. губернии России (вместо них поселить русских; т. н. мирные кавказцы должны были остаться на месте и подчиниться общерос. законам). Исходя из теории разделения властей, П. предлагал передать законодат. власть Нар. вечу, исполнительную – Державной думе (оба органа планировалось избирать на 5 лет, каждый год 1/5 часть их состава подлежала смене), судебную («блюстительную») – Верховному собору (в составе 120 чел., избиравшихся пожизненно). П. выступал за уничтожение всех сословий, установление всеобщего равенства граждан перед законом, введение гражд. свобод, а также избират. права с 20 лет для лиц мужского пола (на местах Земские нар. собрания должны были избирать своих представителей в Наместные нар. собрания 3 степеней – волостные, уездные и губернские). Признавал естественным деление общества на богатых и бедных, однако выступал за создание одинаковых экономич. условий для всех граждан путём перераспределения земли (делилась бы на 2 равные части – общественную, которая подлежала ежегодному распределению между семьями, и частновладельческую). Идеи П. вызвали неоднозначные оценки декабристов. Члены Южного об-ва в целом приняли «Русскую правду», члены Северного об-ва её отвергли.
Накануне восстания декабристов на Сенатской пл. в С.-Петербурге, 13(25).12.1825, П. был арестован по доносу капитана Вятского пех. полка А. И. Майбороды. В нач. 1826 доставлен в С.-Петербург, заключён в Петропавловскую крепость. Верховным уголовным судом над декабристами приговорён к смертной казни четвертованием, которая имп. Николаем I заменена на смертную казнь через повешение. Казнён в числе пяти приговорённых к смерти декабристов близ Петропавловской крепости.
В отеч. историографии П. рассматривался как предшественник социалистов (А. И. Герцен, В. И. Семевский, М. М. Ковалевский, Н. С. Русанов и др.) или как диктатор якобинского типа (М. А. Бакунин, Н. П. Павлов-Сильванский, С. Н. Чернов и др.).
Именем П. названы улицы в Евпатории, Калуге, Киеве, Липецке, Москве, Ростове-на-Дону и С.-Петербурге.