КОЯЛО́ВИЧ МИХАИЛ ОСИПОВИЧ
-
Рубрика: Отечественная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КОЯЛО́ВИЧ Михаил Осипович (Иосифович) [20.9(2.10).1828, м. Кузница Сокольского у. Белостокской обл. (ныне на территории Польши) – 23.8(4.9).1891, С.-Петербург], рос. историк, публицист; д. стат. сов. (1879). Сын белорус. униатского священника, в 1839 «воссоединившегося» с РПЦ. Окончил С.-Петерб. духовную академию (1855). Преподавал там же: в 1856–57 – на кафедре сравнительного богословия и рус. раскола, в 1857–69 – на кафедре рус. гражд. и церк. истории, в 1869–91 – зав. кафедрой рус. гражданской истории. Экстраординарный проф. (1862), ординарный проф. (1873), засл. ординарный проф. (1881). Одновременно исполнял должности инспектора С.-Петерб. духовной академии (1874–78), помощника ректора академии по церковно-историч. отделению (1878–1891), чл. академич. правления (1884–91). Сотрудничал в «Журнале Министерства народного просвещения», журналах «Церковный вестник», «Христианское чтение», «Гражданин», «Литовские епархиальные ведомости», «Минские епархиальные ведомости», газетах «Русский инвалид», «Новое время», «День» и др.
Согласно взглядам К., для историч. познания характерен субъективизм, присутствие которого «и неизбежно, и желательно». Задача историка состоит в том, чтобы определиться, в пользу какого субъективизма он делает выбор. Сам К. встал на позиции славянофилов, т. к. считал их мировоззрение наиболее соответствующим задачам понимания рус. и всеобщей истории. Внутр. основой рус. жизни К. считал общинно-вечевые традиции и соборность. Отступление от них, напр. возникновение крепостного права, объяснял зап. влиянием. По мнению К., у Запада России следовало заимствовать лишь технич. достижения и «ремесленную культуру», отвергая его духовную культуру. Православной Церкви и государству отводил решающую роль в развитии нравственности. Роль интеллигенции в рус. истории оценивал критически, осуждая её за отрыв от народа и подверженность зап. влияниям.
Осн. труды К. посвящены церковно-бытовой и политич. истории Вел. кн-ва Литовского (ВКЛ). К. развивал тезис славянофилов о единстве рус. народа (великороссов, малороссов и белорусов) и рус. аристократии, основанном на православной вере, языке и кровном родстве. Стремился показать, что, несмотря на объединения ВКЛ с Польшей (1386, 1569) и заключение Брестской унии 1596, вследствие чего «западнорусы» едва не потеряли свою аристократию, веру и культуру, в местной «русско-народной жизни» продолжало жить «старорусское начало» и мощное тяготение к православной вере, а русская цивилизация всегда была центром притяжения для населения края. Отмечая положительное значение воссоединения вост.-слав. (русских) земель в «единой вере и державности» в результате разделов Речи Посполитой, К. резко осуждал уничтожение гос. самостоятельности «этнографической» Польши. Духовное возрождение «Западно-Русского края» К. связывал со строительством здесь православных церквей, восстановлением и укреплением православных братств, открытием церковно-приходских школ одновременно с развитием светского образования.
К. внёс значит. вклад в выявление и издание источников по истории Белоруссии и Литвы. Опубликовал «Документы, объясняющие историю Западно-Русского края и его отношения к России и Польше» (1865), «Дневник последнего похода Стефана Батория на Россию…» (1867), «Дневник Люблинского Сейма 1569 года» (1869), «Памятники, относящиеся к Смутному времени» (в кн.: «Русская историческая библиотека», т. 1, 1872), 5-й (совм. с С. Н. Палаузовым) и 6-й выпуски Великих Четьих-Миней митр. Макария (1874, 1880) и др. В последние годы жизни К. был занят подготовкой к изданию писем и донесений иезуитов о России кон. 17 – нач. 18 вв. (опубл. в 1904).
К. призывал к изучению слав. мира, развитию межславянских связей, объединению всех славян под знаменем единства слав. культуры и православия. Однако к панславистским политич. проектам он относился скептически, полагая, что возможности ассимиляции чуждых элементов каждой культурой неизбежно ограничены. Главный, итоговый труд К. – «История русского самосознания по историческим памятникам и научным сочинениям» (1884; последнее изд. – 1997). В нём он показал связь и преемственность разл. науч. школ и направлений в развитии рус. науч. сознания по отношению к своему историч. прошлому. Книга вызвала большой обществ. резонанс. Публицистич. деятельность К. получила противоречивые оценки со стороны А. И. Герцена, И. С. Аксакова, Ф. М. Достоевского и др.
Под влиянием воззрений К. сформировались обществ. течение и историч. школа, получившие впоследствии общее название «западно-русизма». Среди учеников К. были исследователи истории Белоруссии и России – П. Н. Жукович, О. В. Щербицкий, Ю. Ф. Крачковский, Г. Я. Киприянович, И. А. Котович, Г. И. Шавельский, С. Г. Рункевич, А. С. Будилович, К. В. Харлампович, Е. Ф. Орловский.
Член Петерб. археографич. комиссии (1865), С.-Петерб. слав. благотворительного общества (1890).