Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ИОА́НН II

Авторы: Л. А. Ольшевская, С. Н. Травников

ИОА́НН II (? – 1089, Ки­ев), ми­тро­по­лит Ки­ев­ский (не позд­нее 1077/78 – 1089). По про­ис­хо­ж­де­нию грек. Впер­вые упо­ми­на­ет­ся в ис­точ­ни­ках в 1077, когда по­ста­вил епи­ско­пом Рос­тов­ским Исайю. Воз­мож­но, ос­но­вал две но­вые епи­ско­пии: ок. 1085 во Вла­ди­ми­ре-Во­лын­ском, в 1088 в Ту­ро­ве. В дек. 1086 он уча­ст­во­вал в по­хо­ро­нах кн. Яро­пол­ка Изя­сла­ви­ча. В 1088 ос­вя­щал ц. Св. Ми­хаи­ла в Вы­ду­бец­ком мон., а 14.8.1089, в при­сут­ст­вии кн. ки­ев­ско­го Все­во­ло­да Яро­сла­ви­ча, – Ус­пен­ский со­бор Кие­во-Пе­чер­ско­го мон. По от­зы­ву ле­то­пис­ца, от­ли­чал­ся учё­но­стью, ми­ло­сти­вым и лас­ко­вым нра­вом, сми­ре­ни­ем, кро­то­стью («По­весть вре­мен­ных лет»).

И. II при­пи­сы­ва­ет­ся «Ио­ан­на, ми­тро­по­ли­та рус­ско­го, на­ре­че­на­го (про­ро­ком) Хри­ста, ... пра­ви­ло цер­ков­ное…» (в ис­то­рио­гра­фии по­лу­чи­ло назв. «Ка­но­ни­че­ские от­ве­ты ми­тро­по­ли­та Ио­ан­на II»), со­став­лен­ное ок. 1083/84 на греч. яз., а за­тем пе­ре­ве­дён­ное на др.-рус. яз. В этом про­из­ве­де­нии оп­ре­де­ля­ют­ся разл. нор­мы по­ве­де­ния ми­рян, свя­щен­ни­ков и мо­на­хов, а так­же пра­ви­ла внут­ри­цер­ков­но­го уст­рой­ст­ва. «Ка­но­ни­че­ские от­ве­ты…» ста­ли пер­вым др.-рус. ка­но­нич. со­чи­не­ни­ем. По мне­нию Я. Н. Ща­по­ва, И. II при­над­ле­жит лишь часть тек­ста. Со­глас­но ги­по­те­зе В. Г. Ва­силь­ев­ско­го (вы­зва­ла воз­ра­же­ние А. П. Ка­ж­да­на и брит. ис­сле­до­ва­те­ля С. Франк­ли­на; под­дер­жа­на польск. ис­то­ри­ком А. Поп­пэ), име­но­ва­ние И. II в за­го­лов­ке со­чине­ния «про­ро­ком Хри­ста» – не что иное, как ро­до­вое имя (Про­дром) и лич­ное имя (Хри­стос); в слу­чае ес­ли она вер­на, то И. II яв­лял­ся род­ст­вен­ни­ком из­вест­но­го ви­зант. ли­те­ра­то­ра Фео­до­ра Про­дро­ма.

Ок. 1085 в свя­зи с обо­ст­ре­ни­ем гре­ко-рус. по­ле­ми­ки про­тив ла­ти­нян И. II на­пи­сал по­сла­ние ан­ти­па­пе Кли­мен­ту III (наи­бо­лее ран­ние спи­ски от­но­сят­ся к 14 в.). В нём он уко­рял ка­то­ли­ков за от­ход от тра­ди­ций хри­сти­ан­ст­ва, за «без­за­кон­ное» от­прав­ле­ние об­ря­дов. Эта же те­ма под­ни­ма­ет­ся в «По­уче­нии от сед­ми со­бор на ла­ти­ну» (наи­бо­лее ран­ние спи­ски отно­сят­ся к 14 в.). Это про­из­ве­де­ние А. Н. По­пов счи­тал 2-й ре­дак­ци­ей по­сла­ния И. II Кли­мен­ту III, а А. С. Пав­лов оп­ре­де­лил как ком­пи­ля­цию по­сла­ния И. II Кли­мен­ту III и по­сла­ния митр. Ни­ки­фо­ра к вла­ди­ми­ро-во­лын­ско­му кн. Яро­сла­ву Свя­то­пол­чи­чу. Со­чи­не­ния И. II опуб­ли­ко­ва­ны в кни­гах Пав­ло­ва «Кри­ти­че­ские опы­ты по ис­то­рии древ­ней­шей гре­ко-рус­ской по­ле­ми­ки про­тив ла­ти­нян» (1878), Н. В. По­ныр­ко «Эпи­сто­ляр­ное на­сле­дие Древ­ней Ру­си, XI–XIII вв. Ис­сле­до­ва­ния, тек­сты, пе­ре­во­ды» (1992) и др.

Соч.: Ка­но­ни­че­ские от­ве­ты ми­тро­по­ли­та Ио­ан­на II // Па­мят­ни­ки древ­не­рус­ско­го ка­но­ни­че­ско­го пра­ва. 2-е изд. СПб., 1908. Ч. 1.

Лит.: Не­во­лин К. А. О ми­тро­по­ли­те Ио­ан­не II как со­чи­ни­те­ле по­сла­ния к ар­хи­епи­ско­пу рим­ско­му Кли­мен­ту о оп­рес­но­ках // Из­вес­тия им­пе­ра­тор­ской Ака­де­мии на­ук по от­де­ле­нию рус­ско­го язы­ка и сло­вес­но­сти. 1853. Т. 2; По­пов АН. Ис­то­ри­ко-ли­те­ра­тур­ный об­зор древ­не­рус­ских по­ле­ми­че­ских со­чи­не­ний про­тив ла­ти­нян. XI–XV вв. М., 1875; При­сел­ков М. Д. Очер­ки по цер­ков­но-по­ли­ти­че­ской ис­то­рии Ки­ев­ской Ру­си X–XII вв. СПб., 1913; Ща­пов Я. Н. Ви­зан­тий­ское и юж­но­сла­вян­ское пра­во­вое на­сле­дие на Ру­си в XI–XIII вв. М., 1978; он же. Го­су­дар­ст­во и цер­ковь Древ­ней Ру­си, X–XIII вв. М., 1989; Pods­kalsky G. Metropo­lit Ioann II als Ökumeniker // Ost­kirliche Stu­dien. 1988. Bd 37; Под­скаль­ски Г. Хри­сти­ан­ст­во и бо­го­слов­ская ли­те­ра­ту­ра в Ки­ев­ской Ру­си (988–1237 гг.). 2-е изд. СПб., 1996.

Вернуться к началу