ИЗВО́ЛЬСКИЙ АЛЕКСАНДР ПЕТРОВИЧ
-
Рубрика: Отечественная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ИЗВО́ЛЬСКИЙ Александр Петрович [6(18).3.1856, Москва – 16.8.1919, Париж], рос. гос. деятель и дипломат, гофмейстер (1906). Дворянин. Брат П. П. Извольского. Окончил Александровский лицей (1875), затем на службе в МИДе (наставником И. был кн. А. Б. Лобанов-Ростовский). Секретарь генерального консульства в Вост. Румелии (1879–80), 1-й секретарь миссии в Румынии (1881–85) и США (1885–88). В 1888 направлен в Рим в качестве личного представителя имп. Александра III для восстановления офиц. отношений с Римской курией, министр-резидент при Святом Престоле (1894–97). Чрезвычайный посланник и полномочный министр в Сербии (1897), Баварии (1897–99), Японии (1899–1902) и Дании (1902–06). Выступал за мирное урегулирование спорных вопросов с Японией, вплоть до заключения союза с ней. В окт. 1905 направлен имп. Марией Фёдоровной, находившейся в Дании, в С.-Петербург с письмом к имп. Николаю II, содержавшим просьбу предоставить России конституцию.
Министр иностр. дел [28.4(11.5).1906–14(27).9.1910]. Стремился сохранить за МИДом ведущую роль в выработке внешнеполитич. курса, отстаивал приоритет ведомства перед СМ, Советом гос. обороны и др. министерствами. Чл. Гос. совета (1909–17). Принадлежал к умеренно-либеральному крылу высшей бюрократии, по политич. взглядам был близок к октябристам. Летом 1906 участвовал в переговорах с лидерами либеральных партий (П. Н. Милюковым и др.) об их вхождении в правительство. Выступал против роспуска 1-й Гос. думы. Стремясь заручиться обществ. поддержкой проводимого им курса внешней политики, сотрудничал с октябристско-кадетским большинством 3-й Гос. думы, однако выступал против прямого вмешательства Думы во внешнеполитич. вопросы. Придавал большое значение освещению и пропаганде в СМИ позиций и мероприятий МИДа, для этого активно использовал Бюро печати МИДа и С.-Петерб. телеграфное агентство. По инициативе И. МИД был реформирован: установлена регионально-отраслевая система политич. отделов, усилена централизация ведомства, закреплены принципы ротации кадров и равенства условий работы заграничной и министерской служб и др. Под рук. И. расширена консульская сеть, ликвидирован ряд дипломатич. представительств при монархич. дворах Германии, улучшены информац. обмен и взаимодействие между МИДом и рос. миссиями за рубежом.
Первоначально гл. задачей рос. внешней политики считал стабилизацию междунар. положения страны и восстановление её воен.-политич. потенциала, подорванного рус.-япон. войной 1904–05 и Революцией 1905–07. Подчёркивал необходимость проведения прагматичной политики. Сторонник переориентации рос. внешнеполитич. курса с Азии на Европу. Видел в частных соглашениях с великими державами способ решения масштабных задач, полагал, что такие соглашения обеспечат России свободу манёвра. Преодолев сопротивление в дипломатич., воен. и придворных кругах, добился заключения рус.-англ. и рус.-япон. соглашений 1907, которые разграничили сферы влияния России с Великобританией и Японией в Ср. Азии и на Дальнем Востоке и заложили основу для формирования Антанты. В 1910 заключил соглашение с Японией, фактически оформившее общеполитич. союз двух стран и сыгравшее важную роль в дальнейшей стабилизации положения России на Дальнем Востоке. Одновременно, придерживаясь политики балансирования между складывавшейся Антантой и Тройственным союзом 1882, развивал партнёрские отношения с Германией: подписал Балт. протокол 1907 о сохранении территориального статуса-кво в регионе Балтийского моря.
В нач. 1908 выступил с инициативой перехода к активным действиям на Балканах и Ближнем Востоке, с тем чтобы обеспечить политич. доминирование там России и установить контроль над проливами Босфор и Дарданеллы, однако не получил поддержки у пред. СМ П. А. Столыпина и др. министров. С ведома имп. Николая II вступил в секретные переговоры с мин. ин. дел Австро-Венгрии гр. А. Л. фон Эренталем: Россия обязывалась признать аннексию Австро-Венгрией быв. тур. провинций – Боснии и Герцеговины, взамен И. ожидал поддержки требований России по изменению в её пользу режима проливов Босфор и Дарданеллы. Заключив соглашение по этому вопросу в Бухлау (сент. 1908), И. спровоцировал Боснийский кризис 1908–09, в результате которого Россия признала аннексию Боснии и Герцеговины, но её требования не были выполнены (в связи с этой неудачей деятельность И. была поставлена под контроль СМ). В дальнейшем И. подготовил рус.-итал. Раккониджское соглашение 1909 и обеспечил политич. базу для создания Балканского союза 1912. После ухода с поста мин. ин. дел И. продолжил дипломатич. службу. С 1910 чрезвычайный и полномочный посол во Франции, способствовал политич. и воен. консолидации Антанты накануне и в ходе 1-й мировой войны. В мае 1917 отстранён от должности Врем. правительством, остался в Париже. С началом Гражд. войны 1917–22 в России выступал за поддержку (в т. ч. и путём воен. интервенции) Белого движения странами Антанты.
Действит. чл. Русского историч. об-ва (1896). Автор «Воспоминаний» (доведены до 1906; опубл. в 1921 в Торонто, в 1923 в Париже; в 1924 на рус. яз. в Петрограде и Москве, неоднократно переиздавались).
Награждён орденом Св. Александра Невского (1914), а также большим крестом франц. ордена Почётного легиона (1906) и др.