БРОНЕПО́ЕЗД
-
Рубрика: Отечественная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
БРОНЕПО́ЕЗД, бронированный подвижной ж.-д. состав с артиллерийским и пулемётным вооружением, предназначенный для огневой поддержки и сопровождения войск, а также для ведения самостоят. боевых действий в полосе железных дорог. Состав Б. – бронепаровоз (бронетепловоз), два или более броневагона, оснащённые несколькими пушками и пулемётами, неск. контрольных платформ. Б. обычно придавался поезд, используемый для размещения штаба, возимых запасов топлива и боеприпасов, ремонтных средств и пр.
Прототипы Б. (защищённые разл. способами орудия на ж.-д. платформе) применялись в Гражд. войне в США 1861–1865, затем при осаде Парижа в ходе франко-прусской войны 1870–71. Впервые защищённые бронёй Б. применены в англо-бурской войне 1899–1902, эпизодически использовались в ходе 1-й мировой войны. В период Гражд. войны 1917–22 в России лёгкость переоборудования обычного поезда в Б. (проводилось даже в ж.-д. мастерских и депо), манёвренный характер боевых действий, малочисленность артиллерии привели к их широкому применению осн. воюющими сторонами (св. 100 в РККА, ок. 80 в составе белых армий). Использовались также бронелетучки (Б. только с одним броневагоном) и «блиндированные» поезда (важнейшие части защищены мешками с песком, рельсами и др.). В ходе «эшелонной войны» Б. приобрели особенно важное значение, т. к. воен. действия велись в осн. вдоль железных дорог. По вооружению Б. делились на лёгкие (57-, 76-, 107-мм орудия) и тяжёлые (122-, 152-, 203-мм орудия), а по назначению – на ударные полевые и огневой поддержки. С окт. 1919 при Б. стали создаваться десантные отряды (3 стрелковые роты, взвод конной разведки). Действовали самостоятельно или в составе тактич. групп. Б. как подвижным, хорошо защищённым транспортом пользовались мн. воен. деятели. В межвоен. период строительство Б. в СССР практически прекратилось. В ходе Вел. Отеч. войны Б. (произ-во которых возобновили на Урале) использовались в боях под Москвой, Ленинградом, на Кавказе, в др. операциях, обеспечивали перевозки и охрану ж.-д. коммуникаций. Для защиты важных воинских эшелонов и ж.-д. узлов применялось св. 100 спец. Б. зенитных, вооружённых орудиями и пулемётами. Б. использовались во многих войнах и локальных конфликтах 20 в. В 1970-е гг. в СССР для защиты железных дорог на Дальнем Востоке на вооружение приняты Б. типа БП-1 и бронелетучки БТЛ-1, оснащённые бронеплатформами с танками.