ФОТОХИ́МИЯ
-
Рубрика: Химия
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ФОТОХИ́МИЯ (от фото... и химия), наука о химич. превращениях веществ под действием электромагнитного излучения – ближнего ультрафиолетового (100–400 нм), видимого (400–800 нм) и ближнего инфракрасного (0,8–1,5 мкм). Первые фотохимич. закономерности были установлены в 19 в. В 1818 Т. Гротгус сформулировал принцип, согласно которому причиной химич. превращения может быть только та часть падающего света, которая поглощается веществом. Эксперим. подтверждение принцип Гротгуса получил в работах амер. учёного Дж. Дрепера в 1843 и носит назв. «закон Гротгуса – Дрепера» (1-й закон Ф.). Дальнейшими исследованиями установлено, что количество продукта фотохимич. реакции пропорционально интенсивности излучения, падающего на фотохимич. систему, и времени его действия (P. Бунзен и англ. химик Г. Роско, 1862) и что необходимо учитывать интенсивность только поглощённого, а не всего падающего на вещество излучения (Я. Х. Вант-Гофф, 1904). Одно из важнейших практич. достижений Ф. – изобретение фотографии (Л. Ж. Дагер, 1839), основанной на фотохимич. разложении галогенидов серебра.
Принципиально новый этап в развитии Ф. начался в 20 в. и связан с появлением квантовой теории и развитием спектроскопии. В 1912 А. Эйнштейн сформулировал закон фотохимич. эквивалентности, согласно которому каждый поглощённый веществом фотон вызывает первичное изменение (возбуждение, ионизацию) только одной молекулы или атома (2-й закон Ф.). Однако, как правило, значит. часть возбуждённых молекул не вступает в фотохимич. реакцию, а возвращается в исходное состояние в результате внутренней конверсии или испускания кванта света (флуоресценция или фосфоресценция). В связи с этим первичный квантовый выход фотохимич. реакции – отношение числа возбуждённых молекул, вступивших в фотохимич. реакцию, к числу поглощённых исходными молекулами квантов света – всегда меньше единицы. Вторичный квантовый выход – отношение числа молекул продукта фотохимич. реакции к числу поглощённых исходными молекулами квантов света – может превышать единицу (в случае цепных реакций – на неск. порядков). В России в нач. 20 в. важное значение имели работы П. П. Лазарева в области кинетики фотохимич. реакций и фотохимии красителей. В 1933 польск. физик А. Яблонский предложил для объяснения фосфоресценции диаграмму энергетич. уровней молекул, введя в неё метастабильный уровень. Иллюстрируя осн. фотофизич. процессы, схема Яблонского сыграла большую роль в их понимании. В 1943 А. Н. Терениным высказана гипотеза о триплетной природе метастабильных состояний, ответственных за фосфоресценцию органич. веществ, и открыто (1951, совм. с В. Л. Ермолаевым) явление переноса энергии между молекулами в триплетном состоянии, составляющее основу одного из механизмов фотосенсибилизации химич. реакций. Использование достижений квантовой химии, спектроскопии, химич. кинетики, а также появление новых эксперим. методов исследования, в первую очередь методов изучения очень быстрых (до 10–12 с) процессов и короткоживущих промежуточных продуктов, позволило развить детальные представления о законах взаимодействия фотонов с атомами и молекулами, природе возбуждённых электронных состояний молекул, механизмах фотофизич. и фотохимич. процессов.
Фотохимич. реакции протекают, как правило, из возбуждённых электронных состояний молекул, образующихся при поглощении фотона молекулой, находящейся в основном электронном состоянии. Если интенсивность света очень велика [более 1020 фотонов/(с·см2)], то путём поглощения двух или более фотонов могут заселяться высшие возбуждённые электронные состояния и наблюдаются двух- и многофотонные фотохимич. реакции. Возбуждённые состояния не являются лишь «горячей» модификацией их осн. состояния, несущей избыточную энергию, а отличаются от осн. состояния электронной структурой, геометрией, химич. свойствами. Поэтому при возбуждении молекул происходят не только количественные, но и качественные изменения их химич. поведения.
Для исследования продуктов фотохимич. процессов используют разл. аналитич. методы, в т. ч. оптическую и радиоспектроскопию. Свойства короткоживущих возбуждённых молекул обычно изучают методами оптич. эмиссионной (флуоресцентной и фосфоресцентной) и абсорбционной спектроскопии. Особенно важное значение для исследования механизмов фотохимич. реакций имеют импульсные методы: импульсный фотолиз, лазерная спектроскопия и др. Эти методы позволяют изучать кинетику первичных реакций возбуждённых молекул, нестабильные промежуточные продукты и кинетику их превращений. Важную информацию о механизмах фотохимич. процессов дают радиоспектроскопич. методы, основанные на динамич. поляризации ядер и электронов. Ф. сыграла большую роль в развитии спиновой химии.
В совр. Ф. выделяют неск. направлений: исследование динамики элементарного акта в возбуждённых электронных состояниях молекул; изучение фотопревращений органич. и неорганич. соединений и методы их фотохимич. синтеза; изучение механизмов фотохимич. реакций (направление тесно связано с химич. кинетикой, квантовой химией, теорией строения молекул и др. разделами физич. химии).
Важные практич. применения Ф. связаны с фотографией, фотолитографией и др. процессами записи и обработки информации, пром. и лабораторным синтезом органич. и неорганич. веществ (фотохимич. нитрозирование циклогексана с целью получения капролактама, синтез витаминов группы D, напряжённых полициклич. структур и др.), синтезом и модификацией полимерных материалов (фотополимеризация, фотомодифицирование и фотодеструкция полимеров), квантовой электроникой, микроэлектроникой (фоторезисты), преобразованием солнечной энергии в химическую.
Фотохимич. процессы играют важную роль в природе. Биологич. фотосинтез обеспечивает существование жизни на Земле. Подавляющую часть информации об окружающем мире человек и большинство животных получают посредством зрения, основанного на фотоизомеризации родопсина, которая запускает цепь ферментативных процессов усиления сигнала и тем самым обеспечивает чрезвычайно высокую чувствительность вплоть до регистрации отд. фотонов. Озон, образующийся в верхних слоях атмосферы из кислорода под действием коротковолнового (св. 180 нм) излучения Солнца, поглощает излучение Солнца в области 200–300 нм, губительно действующее на живые организмы.