МЕДИЦИ́НСКАЯ ХИ́МИЯ
-
Рубрика: Химия
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МЕДИЦИ́НСКАЯ ХИ́МИЯ, 1) раздел медицины, посвящённый исследованию биохимич. основ патологич. состояний и разработке диагностич. аналитич. методов; назв. дисциплины эквивалентно англ. словосочетанию medical chemistry.
2) Раздел химии, предметом которого является поиск и создание лекарственных веществ, выявление взаимосвязи между строением химич. соединений и их биологич. активностью, а также решение обратной задачи: конструирование молекулярных структур, обладающих заданной активностью; назв. дисциплины эквивалентно англ. словосочетанию medicinal chemistry и имеет синонимы – лекарственная химия, дизайн лекарств. М. х. сформировалась на стыке органич. химии с биохимией, математич. химией и фармакологией. Играет роль своеобразного переводчика фармакологич. и биохимич. информации на язык органич. химии, т. е. язык структурных формул. Необходимость такого «перевода» обусловлена тем, что химиотерапевтич. задача формулируется смежными дисциплинами на др. языке (напр., как потребность в противовирусном или обезболивающем препарате). Осн. задачей исследований М. х. является создание молекулярной структуры потенциального лекарственного вещества или химич. соединения с заданным типом биологич. активности. В рамках этих исследований рассматриваются также вопросы модифицирования структуры уже известных и обладающих нужной активностью соединений с целью оптимизации их свойств, напр. повышения селективности, улучшения фармакокинетич. характеристик и т. п.
М. х. как самостоят. химич. дисциплина сформировалась только в 20 в. В кон. 1900-х – нач. 1910-х гг. П. Эрлих провёл систематич. исследования по синтезу большого количества органич. соединений с заранее заданной (противосифилитической) активностью и предложил свою концепцию химиотерапии. Сущность концепции Эрлиха сводилась к тому, что для получения лечебного эффекта необходимо введение в организм вещества («магической пули»), максимально точно воздействующего на определённую молекулярную мишень. Для достижения полного соответствия между мишенью и веществом предполагалась необходимость структурного модифицирования последнего. Пытаясь добиться такого соответствия, химики-органики и фармакологи создали к 1960-м гг. многие тысячи соединений, в осн. аналогов случайно найденных лекарств (напр., сульфамидных препаратов). Однако подавляющее большинство подобных работ было сделано «вслепую», методом «проб и ошибок», когда исследователи в значит. степени произвольно заменяли в соединении одни химич. группы другими. Во 2-й пол. 20 в. произошли глобальные изменения, повлиявшие на общую методологию поиска лекарственных веществ. С одной стороны, в результате достижений биоорганич. химии и молекулярной биологии (в осн. благодаря установлению структур сложных белковых молекул методом рентгеноструктурного анализа) появились данные о пространственном строении многих биологич. мишеней действия лекарств в организме. С другой стороны, проникновение компьютерных методов в органич. химию привело к бурному развитию методов расчёта структуры молекул (геометрии и конформаций, зарядов и карт электростатич. потенциала, молекулярных орбиталей, топологич. индексов), в результате чего количественное описание структурных особенностей даже очень сложных молекул стало обычным инструментом химика-органика. В сер. 1960-х гг. был создан (работы амер. химика К. Ганча и др.) математич. аппарат для описания количественных соотношений структура – свойства (QSAR), позволяющий заранее предсказывать структуры с потенциальной активностью и сокращать число синтезируемых соединений. Всё это заложило методологич. основу для использования рациональных подходов в создании лекарственных веществ, и к нач. 1970-х гг. сформировалась М. х. с её понятийным аппаратом.
В рамках совр. М. х. процесс создания лекарства обычно начинается с выбора его молекулярной мишени (рецептора, фермента, транспортной системы и т. д.). Далее следует стадия дизайна, которая включает в себя идентификацию нового биологически активного соединения-лидера, обладающего желаемой, но неоптимизированной активностью, и его последующую оптимизацию для превращения в клинически используемое лекарственное средство. Соединение-лидер может быть найдено случайным образом либо выбрано из известных лекарств (напр., с целью разработки не основного, а побочного свойства) или из известных эндогенных – вырабатываемых организмом – веществ (субстратов ферментов, нейромедиаторов, гормонов и др.). Но, как правило, соединение-лидер находят с помощью двух осн. стратегий. Одна из них – систематич. скрининг (см. в ст. Комбинаторная химия) – представляет собой одновременный автоматизир. и миниатюризованный анализ вне организма нескольких сотен или тысяч соединений в одном или многих биологич. тестах. Источниками молекул для тестирования могут быть как природные соединения, так и коллекции синтезированных органич. молекул. Развитие методов скрининга привело к формированию нового направления в органич. химии – комбинаторного синтеза или синтеза комбинаторных библиотек, т. е. получения больших массивов органич. соединений из однотипных структурных фрагментов. С нач. 2000-х гг. для поиска соединений-лидеров применяется метод виртуального скрининга, в котором используют не реальные, а виртуальные соединения – химич. структуры. Вторая стратегия идентификации соединения-лидера – структурно обоснованный дизайн – заключается в «рациональном» конструировании этого соединения, основываясь на информации о пространственном строении молекулы-мишени. В этом случае применяется компьютерное совмещение полости молекулы мишени и разл. гипотетических малых молекул как для достижения макс. совмещения размеров молекулы с размером полости, так и с целью максимизации взаимного связывания. Оптимальная по размерам и энергии связывания с мишенью сконструированная молекула и выбирается в качестве соединения-лидера (см. также Молекулярный дизайн).
Следующая стадия исследования – оптимизация соединения-лидера – состоит обычно в химич. модифицировании структуры найденного соединения с целью повышения его активности и улучшения селективности воздействия на молекулярную мишень в организме. Как правило, на этой стадии осуществляется синтез значит. числа структурных аналогов соединения-лидера. Применяются такие методы, как ограничение конформац. подвижности молекулы-лидера, изостерич. замена (замена атомов или групп на аналогичные по размеру и валентности), биоизостерич. замена (использование структурных модификаций, сохраняющих биологич. активность) и др. С целью сокращения числа синтезируемых аналогов в М. х. широко применяется компьютерное моделирование, в т. ч. методы QSAR. Оптимизация может быть направлена и на улучшение фармакокинетич. свойств соединения-лидера или удобство его клинич. использования (повышение растворимости, увеличение химич. стабильности и т. п.). В этом случае, помимо химич. модифицирования структуры, используются специфич. приёмы М. х., такие как создание пролекарств (веществ, претерпевающих перед фармакологич. действием биотрансформацию), пептидомиметиков (соединений, содержащих непептидные структурные элементы, но проявляющих биологич. активность либо аналогичную, либо противоположную соответствующему природному пептиду) и др.
М. х. играет очень важную роль в сложном и длительном (ок. 10–15 лет) процессе разработки лекарственного препарата. Только на этапе дизайна структуры молекулы возможно заметное сокращение затрачиваемого на эту разработку времени (в отличие, напр., от стадии клинич. испытаний). Временны́е же затраты тем меньше, чем больше рациональных подходов используется в процессе создания структуры. Попытки расширения круга таких подходов привлекают внимание всё большего числа химиков-органиков, поэтому М. х. развивается очень быстрыми темпами.