АЛЬТЕРНАТИ́ВНЫЕ ТО́ПЛИВА
-
Рубрика: Химия
-
Скопировать библиографическую ссылку:
АЛЬТЕРНАТИ́ВНЫЕ ТО́ПЛИВА, производят в осн. из сырья ненефтяного происхождения с целью расширения сырьевых ресурсов и улучшения экологич. характеристик топлив (гл. обр. моторных). Полноценными заменителями автомобильных бензинов и, частично, дизельного и реактивного топлив служат газовые А. т.: компримированный (сжатый) и сжиженный природные горючие газы, сжиженный нефтяной попутный газ. Использование последнего для двигателей внутр. сгорания неперспективно (ценное сырьё для нефтехимич. синтеза). Природный газ уступает нефтяному по воспламеняемости: его применение в дизелях возможно только в сочетании с запальным количеством нефтяного дизельного топлива. В качестве А. т. возможно использование водорода (см. Водородная энергетика), а также биогаза.
В таблице приведены осн. свойства нефтяных топлив и газовых А. т.
Таблица. Свойства нефтяных топлив и газовых альтернативных топлив
Показатель | Бензин | Дизельное топливо | Сжиженный нефтяной газ | Компримированный природный газ | Сжиженный природный газ |
---|---|---|---|---|---|
Плотность, кг/м3 | 710–760 | 830–870 | 530–550 | 0,58–0,60 | 413–415 |
Темп-pa кипения, °С | 32–215 | 180–360 | -42 | -162 | -162 |
Теплота сгорания (низшая), МДж/кг | 44,0 | 42,5 | 46,0 | 48,9–50,1 | 48,9–50,1 |
Октановое число (моторный метод) | 66–85 | – | 90–100 | 100–105 | 100–105 |
Цетановое число | 8–14 | 45–55 | 18–22 | 10–12 | 10–12 |
Условия хранения | Нормальные | Нормальные | 1,6 МПа | 20–40 МПа | -165 °С |
Как компоненты или заменители автомобильных бензинов используют спирты (метанол, этанол, 2-бутанол) и продукты их переработки, напр. диметиловый эфир, метил-трет-бутиловый эфир; однако спирты имеют более низкую, по сравнению с углеводородами, теплоту сгорания, растворимы в воде, токсичны (метанол). Газоконденсатные моторные топлива получают переработкой газовых конденсатов по технологии, аналогичной нефтепереработке; газоконденсатные бензины для повышения октанового числа подвергают каталитич. риформингу и добавляют в них н-бутан; газоконденсатные дизельные топлива (летние, зимние и арктические), как правило, широкофракционные (пределы выкипания 100–350 °C), в них необходимо вводить противоизносные присадки. Один из видов А. т. – синтетическое жидкое топливо.