Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

АЛЬТЕРНАТИ́ВНЫЕ ТО́ПЛИВА

  • рубрика

    Рубрика: Химия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 1. Москва, 2005, стр. 569

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. Г. Спиркин

АЛЬТЕРНАТИ́ВНЫЕ ТО́ПЛИВА, про­из­во­дят в осн. из сы­рья не­неф­тя­но­го про­ис­хо­ж­де­ния с це­лью рас­ши­ре­ния сырь­е­вых ре­сур­сов и улуч­ше­ния эко­ло­гич. ха­рак­те­ри­стик то­п­лив (гл. обр. мо­тор­ных). Пол­но­цен­ны­ми за­ме­ни­те­ля­ми ав­то­мо­биль­ных бен­зи­нов и, час­тич­но, ди­зель­но­го и ре­ак­тив­но­го то­п­лив слу­жат га­зо­вые А. т.: ком­при­ми­ро­ван­ный (сжа­тый) и сжи­жен­ный при­род­ные го­рю­чие га­зы, сжи­жен­ный неф­тя­ной по­пут­ный газ. Ис­поль­зо­ва­ние по­след­не­го для дви­га­телей внутр. сго­ра­ния не­пер­спек­тив­но (цен­ное сы­рьё для неф­те­хи­мич. син­те­за). При­род­ный газ ус­ту­па­ет неф­тя­но­му по вос­пла­ме­няе­мо­сти: его при­ме­не­ние в ди­зе­лях воз­мож­но толь­ко в со­че­та­нии с за­паль­ным ко­ли­че­ст­вом неф­тя­но­го ди­зель­но­го то­п­ли­ва. В ка­че­ст­ве А. т. воз­мож­но ис­поль­зо­ва­ние во­до­ро­да (см. Во­до­род­ная энер­ге­ти­ка), а так­же био­га­за.

В таб­ли­це при­ве­де­ны осн. свой­ст­ва неф­тя­ных то­п­лив и га­зо­вых А. т.

Таблица. Свойства нефтяных топлив и газовых альтернативных топлив

ПоказательБензинДизельное  топливоСжиженный нефтяной газКомпримированный природный газСжиженный природный газ
Плотность, кг/м3710–760830–870530–5500,58–0,60413–415
Темп-pa кипения, °С32–215180–360-42-162-162
Теплота сгорания (низшая), МДж/кг44,042,546,048,9–50,148,9–50,1
Октановое число (моторный метод)66–8590–100100–105100–105
Цетановое число8–1445–5518–2210–1210–12
Условия храненияНормальныеНормальные1,6 МПа20–40 МПа-165 °С

Как ком­по­нен­ты или за­ме­ни­те­ли ав­то­мо­биль­ных бен­зи­нов ис­поль­зу­ют спир­ты (ме­та­нол, эта­нол, 2-бу­та­нол) и про­дук­ты их пе­ре­ра­бот­ки, напр. ди­ме­ти­ло­вый эфир, ме­тил-трет-бу­ти­ло­вый эфир; од­на­ко спир­ты име­ют бо­лее низ­кую, по срав­не­нию с уг­ле­во­до­ро­да­ми, те­п­ло­ту сго­ра­ния, рас­тво­ри­мы в во­де, ток­сич­ны (ме­та­нол). Га­зо­кон­ден­сат­ные мо­тор­ные то­п­ли­ва по­лу­ча­ют пе­ре­ра­бот­кой га­зо­вых кон­ден­са­тов по тех­но­ло­гии, ана­ло­гич­ной неф­те­пе­ре­ра­бот­ке; га­зо­кон­ден­сат­ные бен­зи­ны для по­вы­ше­ния ок­та­но­во­го чис­ла под­вер­га­ют ка­та­ли­тич. ри­фор­мин­гу и до­бав­ля­ют в них н-бу­тан; га­зо­кон­ден­сат­ные ди­зель­ные то­п­ли­ва (лет­ние, зим­ние и арк­ти­че­ские), как пра­ви­ло, ши­роко­фрак­ци­он­ные (пре­де­лы вы­ки­па­ния 100–350 °C), в них не­об­хо­ди­мо вво­дить про­ти­во­из­нос­ные при­сад­ки. Один из ви­дов А. т. – син­те­ти­че­ское жид­кое то­п­ли­во.

Лит.: Гу­ре­ев А. А., Азев В. С. Ав­то­мо­биль­ные бен­зи­ны. Свой­ст­ва и при­ме­не­ние. М., 1996; Да­ни­лов А. М. При­сад­ки и до­бав­ки: Улуч­ше­ние эко­ло­ги­че­ских ха­рак­те­ри­стик неф­тя­ных то­п­лив. М., 1996; Спир­кин В. Г. Хим­мо­то­ло­гия то­п­лив. М., 2002.

Вернуться к началу