ВОДОРО́ДНАЯ ЭНЕРГЕ́ТИКА
-
Рубрика: Химия
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ВОДОРО́ДНАЯ ЭНЕРГЕ́ТИКА, область энергетики, основанная на использовании водорода в качестве энергоносителя. Предмет В. э. включает в осн. разработку и совершенствование методов получения водорода, в т. ч. из воды и природного углеводородного сырья, методов использования водорода, в частности в топливных элементах, способов его хранения и транспортировки, а также приёмов обеспечения безопасности при работе, хранении и транспортировке водорода.
В В. э. выработка электрич., тепловой или механич. энергии происходит за счёт энергии процесса окисления вторичного энергоносителя – водорода кислородом воздуха при темп-рах менее или порядка 1000 °С по схеме: $\ce{H2 + 1/2 O2→H2O}$. При этом выделяется теплота – ок. 3 кВт·ч на 1 м3 водорода (с учётом конденсации водяного пара ок. 3,5 кВт·ч/м3). Взаимодействуя с кислородом воздуха, водород продуцирует только воду и является поэтому наиболее экологически чистым из известных химич. энергоносителей. При рабочих темп-рах окисления $\ce{H2}$ в электрохимич. ячейке топливного элемента окисления азота воздуха не происходит, что также обусловливает экологич. безопасность.
Получение водорода
Традиц. метод получения сравнительно небольших количеств $\ce{H2}$ – электролиз воды. Водощелочной электролиз характеризуется относительно высокими энергозатратами (ок. 4,5–5,5 кВт·ч/м3), низкой удельной производительностью – плотность электрич. тока 0,2–0,3 А/см2, высоким содержанием примесей в продукте.
Более совершенными являются твердополимерный электролиз (ТПЭ) и высокотемпературный электролиз (ВТЭ). В ТПЭ роль электролита выполняет катионопроводящий полимер, напр. на основе сульфурированного тетрафторэтилена. Через диффузионную мембрану переносится ион гидроксония $\ce{H3O+}$, на катоде выделяется водород, на аноде – кислород. Энергозатраты метода – 3,7–3,9 кВт·ч/м3, удельная производительность ок. 1,2 А/см2; наличие мембраны позволяет получить $\ce{H2}$ высокой чистоты (менее 0,001% примесей). В ТПЭ водород может быть получен под давлением 3–5 МПа, что облегчает его компримирование.
При ВТЭ рабочая температура 800–1000 °С; электролитом служит керамика на основе оксида циркония $\ce{ZrO2}$, стабилизированная оксидом иттрия $\ce{Y2O3}$ или оксидом кальция $\ce{CaO}$; электрич. проводимость достигается переносом аниона $\ce{O2-}$. При темп-ре 1000 °С энергозатраты составляют 3,0–3,2 кВт·ч/м3, удельная производительность – около 0,4 А/см2. Недостаток ВТЭ – высокая темп-ра рабочей зоны аппарата. Наиболее перспективно использование ВТЭ в сочетании с высокотемпературным ядерным реактором в качестве источника энергии.
С целью понижения темп-ры рабочей зоны предложены разл. многостадийные – представляющие собой совокупность последовательных реакций – циклы получения водорода: иод-серный и сернокислотный термохимич. циклы, сероводородный термокаталитич. цикл, фотоэлектролиз воды с использованием солнечной энергии и пр. Однако многостадийность снижает кпд системы в целом и повышает сложность технологич. оформления.
Альтернативой электролизу является получение $\ce{H2}$ из углеродсодержащих энергоносителей: природного горючего газа, метанола, бензина, керосина и др. углеводородов нефти, угля. Достоинства метода – меньшие, чем при электролизе воды, энергозатраты и соответственно меньшая (в 2–3 раза) стоимость получаемого продукта. Однако процесс является многостадийным и требует стадии очистки водорода от образующегося во мн. циклах диоксида углерода, а также от непрореагировавших примесей $\ce{CO, CH4, H2O}$ и пр. Для удаления $\ce{CO}$ используют гл. обр. мембранные и каталитич. методы. Возникает также необходимость утилизации $\ce{CO2}$.
Более 90% произ-ва водорода реализуется в процессах конверсии лёгких углеводородов природного газа. Осн. методы получения водорода из метана: пиролиз $\ce{CH4→2H2 +C}$; паровая конверсия или риформинг $\ce{CH4 +H2O→3H2 +CO}$ (образующийся оксид углерода также подвергается конверсии $\ce{CO +H2O→H2 +CO2}$); углекислотная, или «сухая», конверсия $\ce{CH4 +CO2→2H2 +2CO}$; парокислородная конверсия $\ce{CH4 +(1-δ)H2O +1/2δO2→(3-δ)H2 +CO}$; парциальное окисление $\ce{CH4 +1/2O2→2H2 +CO}$.
Процесс парциального окисления является экзотермическим. Остальные перечисленные процессы – эндотермические, проводятся обычно в термокаталитич. варианте, характеризуются относительно невысокой удельной производительностью. Парциальное окисление осуществляется гл. обр. в автотермическом каталитич. режиме при темп-рах 800–900 °C с использованием катализаторов (Rh, Ni на корунде, перовскиты) при малом (менее 0,1 с) времени контакта; характеризуется очень высокой удельной производительностью. Процесс может быть проведён без катализатора при темп-рах выше 1200 °C в две стадии: на первой получается синтез-газ, на второй, экзотермической, происходит конверсия $\ce{CO}$. Наиболее крупнотоннажное произ-во $\ce{H2}$ – паровая конверсия метана.
В нефтехимии и нефтепереработке используется водород, получаемый в процессе каталитич. риформинга (ароматизации) углеводородов $\ce{C6–C7}$, напр.: $\ce{н-C6H14→C6H6 +4H2}$
При истощении запасов нефти и природного газа перспективно использование эндотермического процесса конверсии угля с водяным паром: $\ce{C +H2O→H2 +CO}$.
Исследовано (1996–2004) явление плазменно-каталитического превращения углеводородов, в котором процессы конверсии ускоряются за счёт каталитич. свойств плазменной фазы. При этом резко уменьшаются (до 0,15–0,10 кВт·ч/м3) энергозатраты; метод характеризуется высокой удельной производительностью и экологич. безопасностью, не требует использования традиц. катализаторов.
Для получения водорода применяют биотехнологии: ферментацию зелёной массы растений, процессы с использованием водородопроизводящих бактерий и некоторых видов водорослей. Биотехнологич. методы имеют низкую удельную производительность и требуют использования громоздкого технологич. оборудования.
По способу организации энергопитания производящие $\ce{H2}$ системы подразделяются на два класса: системы базового энергопитания (за счёт теплоты сгорания углеводородного сырья, теплоты, выделяемой атомным реактором, за счёт питания от централизованной электросети и пр.) и автономные системы, использующие возобновляемые источники первичной энергии (энергию солнца, ветра, приливов, гидроэнергию, геотермальную энергию). Автономная система должна включать: преобразователь первичной энергии в электрическую, генерирующий $\ce{H2}$ агрегат, аккумулятор $\ce{H2}$ и топливный элемент, трансформирующий химич. энергию окисления водорода в электрическую.
Производимый в нач. 21 в. в мире водород – ок. 50 млн. т/год – потребляется гл. обр. в нефтепереработке (для очистки нефти) и в наиболее крупнотоннажных отраслях химич. пром-сти (произ-ве аммиака и метанола). При реализации возможности использования водорода в качестве экологически безопасного топлива для транспорта объём произ-ва водорода может возрасти в неск. раз.
Хранение и транспортировка водорода
Для хранения $\ce{H2}$ используют гидридные (на основе гидридов металлов и интерметаллидов, см. в ст. Аккумуляторы водорода) системы, для которых аспектное число $α$, определяемое как отношение массы поглощённого $\ce{H2}$ к массе «резервуара» (в %), не более 2–3, или баллоны; для последних $α$=10–12 при хранении $\ce{H2}$ под давлением до 30–40 МПа. Используют т. н. супербаллоны из композитных материалов, выдерживающие давление до 60 МПа. При использовании баллонов, заполненных углеродными наноматериалами (нановолокна, нанотрубки), при хранении $\ce{H2}$ под давлением до 10–15 МПа аспектное число, по некоторым данным, возрастёт до 10–15.
Особое направление В. э. – сжижение $\ce{H2}$ и хранение его в жидком состоянии. Технически задача довольно сложная, поскольку, во-первых, водород сжижается при очень низкой темп-ре ($t$кип –252,77 °С), во-вторых, необходимо затратить энергию, чтобы осуществить его орто-пара-превращение (ок. 2 кВт·ч/м3). Испарение с относительно высокой скоростью жидкого $\ce{H2}$ из контейнера также ограничивает его применение, в частности для наземного транспорта.
Для транспортирования жидкого $\ce{H2}$ используют герметичные контейнеры с эффективной тепловой изоляцией, газообразного – спец. трубопроводные системы.
Использование водорода
Водород может быть использован как топливо во многих химич. и металлургич. процессах, а также в авиации, космич. технике, на подводном флоте, для наземного транспорта, для организации систем автономной энергетики. С кон. 19 в. в Европе в качестве топлива его применяли в смеси с оксидом углерода (синтез-газ). В СССР автомобильный двигатель на водороде впервые был разработан в 1942; в кон. 1980-х гг. успешные полётные испытания прошёл первый в мире самолёт с реактивным двигателем на жидком водороде ТУ-155. Жидкий водород использовался в качестве горючего для космич. систем типа «Спейс Шаттл» (США) и «Буран» (СССР).
Наиболее перспективный метод использования $\ce{H2}$ на транспорте и в автономной энергетике – применение топливных элементов (ТЭ). Вырабатываемая в ТЭ электрич. энергия используется в электродвигателях транспортных средств или для выработки тепловой и электроэнергии в энергетике.
Для ТЭ с полимерной мембраной (на основе катионопроводящего полимерного электролита, напр. сульфурированного тетрафторэтилена) в качестве горючего используется $\ce{H2}$ высокой степени чистоты или водородосодержащий газ, содержащий менее 0,001% примесей $\ce{CO}$. Данный тип ТЭ характеризуется высоким (ок. 70%) кпд, что существенно превышает кпд двигателя внутреннего сгорания (менее 35%). ТЭ с др. электролитами (водощелочным, фосфорнокислотным, твёрдым оксидным, электролитом в виде расплава разл. карбонатов) пока уступают ТЭ с полимерной мембраной по ряду параметров.
Применение ТЭ с полимерной мембраной для оснащения наземного транспорта полностью исключает токсичные выхлопы. При использовании в качестве топлива водородосодержащих газовых смесей ($\ce{H2 и\: CO2, H2 и\: N2, H2 с\: N2 и CO2}$) ТЭ может функционировать при пониженной эффективности за счёт разбавления водорода условно инертными компонентами ($\ce{N2, CO2}$). ТЭ с полимерной мембраной в сочетании с аккумулирующим водород устройством (гл. обр. на основе метанола) используется для создания водородных аккумуляторов энергии для сотовых телефонов, миниатюрных компьютеров и др. портативных устройств.
Хранение $\ce{H2}$ или его произ-во из природного углеводородного сырья, а также потребление водорода на борту транспортного средства с использованием ТЭ позволяют создать водородный транспорт, не загрязняющий атмосферу токсичными выхлопами, существенно более эффективный, чем транспорт с двигателем внутреннего сгорания.
Обеспечение безопасности
В замкнутых системах при наличии аппаратов, использующих водород, и при его хранении возможна утечка $\ce{H2}$ в замкнутое пространство. При концентрации $\ce{H2}$ более 4% по объёму в смеси с воздухом образуется горючая взрывоопасная смесь.
Для предупреждения взрыва или возгорания смеси применяют спец. системы дожигания – рекомбайнеры, в которых концентрация $\ce{H2}$ понижается за счёт его термокаталитич. окисления на каталитич. мембране, напр. платиновой. Эффективный процесс окисления $\ce{H2}$ (начиная с концентрации 0,7% $\ce{H2}$ при нормальной темп-ре) осуществляют, используя высокоячеистый пористый материал, покрытый тонким слоем платины. Мн. подобные устройства снабжены сенсорами $\ce{H2}$. Система дожигателей функционирует в автономном режиме без дополнительных средств инициации – тепловых или электрических – и может быть использована для обеспечения безопасности на транспорте, в заводских помещениях или на атомной электростанции, поскольку ядерный блок АЭС, употребляющий воду в качестве теплоносителя, также является водородоопасным объектом.