КО́РЕНЬ
-
Рубрика: Биология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КО́РЕНЬ в биологии, один из основных вегетативных органов высших растений, возникший в процессе эволюции для закрепления растения в субстрате, поглощения воды и минер. соединений из почвенных растворов, их преобразования в транспортные формы и перемещения в побеги, синтеза органич. веществ (гормоны цитокинин и абсцизовая кислота, ряд алкалоидов и др.), для взаимодействия с почвенными бактериями и грибами. Лишь немногие представители высших растений утратили способность образовывать К. (напр., вольфия). Морфологически от побега К. отличается тем, что на нём никогда не формируются листья, а верхушечная (апикальная) меристема всегда прикрыта корневым чехликом. Полагают, что К. возникли из ризомоидов нижнедевонских растений – особых веточек их теломного тела, покрытых одноклеточными нитевидными образованиями (ризоидами), которые росли горизонтально в почве, но убедительного подтверждения этой гипотезы нет.
Морфологическое строение корня и корневые системы
К. имеет цилиндрич. форму и чёткую продольную зональность (рис. 1). На его верхушке (апексе) располагается корневой чехлик, который защищает апикальную меристему и воспринимает направление силы тяжести. Меристема постепенно образует новые клетки чехлика, а краевые его клетки слущиваются и претерпевают апоптоз, вследствие которого выделяются вещества, облегчающие растворение почвенных минералов и служащие питанием или сигналом для почвенной микрофлоры. Прикрытая корневым чехликом апикальная меристема составляет зону клеточных делений. Образовавшиеся клетки усиленно растут в зоне растяжения клеток, что вносит осн. вклад в удлинение К. Суммарная длина обеих зон (иногда их обозначают совокупно как зону роста К.) варьирует в зависимости от интенсивности роста К. и обычно составляет 1–2 мм. В зоне растяжения клеток начинают дифференцироваться первичные постоянные ткани, полный набор которых присущ зоне всасывания, которая обеспечивает поглощение веществ в течение 3–6 сут и преобразуется в зону проведения. Поэтому при росте К. в длину зона проведения удлиняется, а зона всасывания смещается вслед за верхушкой К. в новые участки почвы, сохраняя более или менее постоянную длину (обычно в пределах 0,5–3 см). К молодым участкам зоны проведения приурочено боковое ветвление корней большинства растений.
В зависимости от места образования различают главный К., формирующийся у зародыша, придаточные К., отрастающие от стебля и старых частей К., а при черенковании – и от листа, боковые К., возникающие в зоне проведения, и верхушечные, развивающиеся при дихотомич. ветвлении К. у плауновидных. Все К. одного растения в совокупности составляют его корневую систему (КС). У хвощевидных, плауновидных, папоротниковидных растений она первично гоморизного типа (рис. 2): состоит из развивающихся на стебле или ризофоре (корневой подставке некоторых плауновидных) придаточных К., несущих боковые или верхушечные К.; все разветвлённые придаточные К. однотипные. У цветковых и голосеменных растений КС или сложена только системой разветвлённого главного К., или наряду с ней имеются ветвящиеся придаточные К. В КС стержневого, или аллоризного, типа главный К. значительно крупнее всех остальных (напр., укроп). В КС мочковатого, или вторично гоморизного, типа главный К. не выделяется среди систем мощных придаточных К. или вообще рано отмирает (злаки). Главный и придаточные К. растут по вектору силы тяжести; боковые и верхушечные – под любым углом к нему, что позволяет равномерно заполнять объём почвы. К. в КС часто дифференцированы на долговечные толстые ростовые (или скелетные) и отрастающие от них тонкие сосущие, существующие всего 2–2,5 мес. КС проникают в почву на глубину от нескольких мм (центункулус из сем. первоцветных) до 20 м (верблюжья колючка), но у большинства растений осн. масса К. располагается до глубины 50–70 см. В стороны К. распространяются в осн. на 1–1,5 радиуса проекции кроны, хотя отдельные К. отрастают значительно дальше, а у мн. пустынных растений радиус проекции КС в 15–20 раз больше радиуса проекции кроны.
По заполнению объёма почвы выделяют ещё 4 типа КС. Универсальная КС довольно равномерно заполняет объём почвы (присуща мезофитам). Поверхностная КС при небольшой глубине охватывает большую площадь, приспособлена к использованию воды редких дождей и образующейся ночами конденсационной воды (встречается у ксерофитов, в т. ч. у мн. кактусов). Глубинный тип КС обеспечивает проникновение к постоянным грунтовым водам в глубоких слоях субстрата (верблюжья колючка). Комбинированная КС сложена поверхностными и проникающими глубоко в субстрат К. (качим).
Анатомическое строение корня
Первичная тканевая структура К. формируется в зоне всасывания (рис. 3). Поверхностно в этой зоне располагается слой ризодермы. Клетки последней чаще всего образуют длинные выросты – корневые волоски, которые прорастают в капилляры почвы, что значительно повышает интенсивность поглощения веществ К. У водных и околоводных растений корневых волосков обычно нет. В зоне проведения К. ризодерма отмирает и разрушается. Между ризодермой и центр. частью К. (стелой) находится первичная кора. Внешний её слой – экзодерма – прилежит к ризодерме и в зоне всасывания содействует избирательному поглощению веществ, а в зоне проведения становится покровной тканью. Глубже находится паренхима, проводящая поглощённые вещества в стелу и синтезирующая некоторые органич. соединения. Внутр. слой первичной коры (эндодерма) участвует в загрузке ксилемы в зоне всасывания и защите продольного транспорта веществ в зоне проведения в стеле. Периферийный слой стелы – перицикл – лишён проводящих тканей и представлен обычно одним слоем паренхимы. В зоне проведения в перицикле происходит локальная дедифференциация паренхимных клеток с образованием апикальных меристем боковых К., впоследствии прорастающих сквозь первичную кору материнского К. в почву. Внутрь от перицикла находится радиальный проводящий пучок: его ксилема имеет вид ребристого цилиндра, в желобках между рёбрами которого проходят изолированные друг от друга тяжи флоэмы. Для однодольных характерны многорёберные пучки, для остальных групп растений – малорёберные. Ксилема радиального пучка содержит наряду с водопроводящими элементами и паренхимные клетки, которые активно (при затрате энергии) выделяют в просветы водопроводящих элементов растворимые в воде низкомолекулярные вещества и ионы. Вслед за ними в водопроводящие элементы из паренхимных клеток начинает поступать вода и возникает избыточное давление, обычно составляющее 1–2 атм (иногда достигает 6 атм). Корневое давление обусловливает продвижение воды по ксилеме корня к его основанию и далее в побеги. До распускания листьев корневое давление полностью обеспечивает водоснабжение побегов растения, а затем его роль значительно снижается и оно замещается сосущей силой транспирирующих листьев.
У двудольных и голосеменных растений уже у границы между зонами всасывания и проведения начинается вторичное утолщение К. Перицикл становится многослойным из-за пролиферации паренхимы, по его наружному краю формируется перидерма, вследствие чего первичная кора целиком отмирает и разрушается. В стеле дифференцируется непрерывный слой камбия, одни участки которого возникают в радиальном пучке между флоэмой и ксилемой, а другие – в перицикле, снаружи от рёбер ксилемного цилиндра. Перициклич. участки камбия откладывают только паренхиму первичных лучей. Пучковые участки камбия откладывают внутрь вторичную ксилему и наружу вторичную флоэму. У древесных растений со временем в К. между первичными лучами образуются и вторичные.
Специализация и метаморфозы корней
В ходе эволюции К. мн. растений приобретали дополнит. функции, более или менее глубоко изменяя свою структуру. У эпифитных орхидей в первичной коре К. имеется фотосинтезирующая ткань – хлоренхима, а вместо ризодермы развита ткань, состоящая из мёртвых клеток (веламен), неизбирательно впитывающая стекающую по растению дождевую воду; избирательное поглощение осуществляет экзодерма, в которой для этого есть спец. пропускные клетки. Эктомикоризные К. (опутанные гифами симбиотич. гриба, образующего микоризу) слабо растут в длину, не утолщаются и не имеют корневых волосков. В особых обильно ветвящихся, но слабо удлиняющихся, т. н. коралловидных, К. поселяются симбиотич. азотфиксирующие цианобактерии (у саговниковых) или актиномицеты (у ольхи); в корневых клубеньках – азотфиксирующие бактерии (у бобовых). Ряд тропич. деревьев развивают надземные ходульные К., вместо ствола поддерживающие крону над субстратом, или досковидные К., отрастающие горизонтально от ствола и выполняющие роль подпорки (у мн. фикусов). Широко распространены запасающие К.: корневые шишки (придаточные К. георгины, аспарагуса) или входящий в состав корнеплода главный К. (у моркови). К.-прицепки свойственны некоторым лианам (у отд. видов перца). У ряда пальм ствол густо покрыт придаточными К., видоизменёнными в колючки. У растений, населяющих болота с плохо аэрируемой почвой, часть К. преобразована в пневматофоры, снабжающие подземные органы кислородом непосредственно из воздуха (у болотного кипариса). У растений-паразитов часть К. или все К. видоизменены в присоски (у погремка), которыми паразит извлекает из тела растения-хозяина необходимые ему вещества. Мн. подостемовые б. ч. жизни представлены разветвлённой лентовидной зелёной фотосинтезирующей КС и лишь в сезон размножения образуют эфемерные, сильно редуцированные цветоносные побеги. Корнеотпрысковые растения размножаются корневыми отпрысками, возникающими в перицикле корня.
К. мн. растений используют как пищевое, лекарственное и технич. сырьё.