Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЮЙШУ́ ЛАОХЭШЭ́НЬ

  • рубрика

    Рубрика: Археология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 35. Москва, 2017, стр. 575

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. А. Комиссаров, С. В. Алкин
Юйшу Лаохэшэнь. Накладка с изображением крылатого коня-единорога. Национальный музей Китая (Пекин).

ЮЙШУ́ ЛАОХЭШЭ́НЬ, ар­хео­ло­гич. па­мят­ник на пра­вом бе­ре­гу Сун­га­ри, близ дер. Лао­хэ­шэнь гор. окр. Юй­шу (пров. Цзи­линь, Ки­тай). Рас­коп­ки в 1980–81. К ниж­не­му слою от­но­сят­ся 2 жи­ли­ща позд­не­го эта­па куль­ту­ры Си­ту­ань­шань, к верх­не­му – за­хо­ро­не­ния мо­хэ куль­ту­ры. Наи­бо­лее из­вест­ны на ­ход ­ки сред­не­го слоя – 129 мо­гил ру­бе­жа эр (ко­нец За­пад­ной – на­ча­ло Вост. Хань): в осн. оди­ноч­ные тру­по­по­ло­же­ния (вы­тя­ну­ты на спи­не или на бо­ку, есть вто­рич­ные) в де­рев. гро­бах, по­ме­щён­ных в ямы; пар­ные тру­по­по­ло­же­ния – в ямах с 1 или 2 под­боя­ми, ку­да кла­ли муж­чи­ну и жен­щи­ну. Мн. мо­ги­лы про­хо­ди­ли очи­ще­ние ог­нём, в 12 об­на­ру­же­ны зу­бы 1–3 ко­ней; в яме, в цен­тре Ю.Л., – 3 кон­ских че­ре­па. Най­де­ны: же­лез­ные пла­сти­ны дос­пе­хов (вос­ста­нов­ле­ны 3 шле­ма, 2 пан­ци­ря), на­ко­неч­ни­ки ко­пий, ме­чи (есть и би­ме­тал­ли­че­ские), длин­ные но­жи с коль­це­вым на­вер­ши­ем, пса­лии, то­по­ры-кель­ты, за­сту­пы, сер­пы; брон­зо­вые кот­лы, фи­гур­ные серь­ги-под­вес­ки, по­лу­шар­ные бляш­ки с пе­тель­кой на обо­ро­те, де­та­ли ре­мен­ных гар­ни­ту­ров (в т .ч. по­зо­ло­чен­ные, есть с изо­бра­же­ния­ми оле­ней в сти­ли­зо­ван­ных по­зах и др.), кит. зер­ка­ла, мо­не­ты; серь­ги из ви­той зо­ло­той или се­реб­ря­ной про­во­ло­ки; бу­сы из ага­та и стек­ла; ке­ра­мич. горш­ки с «уш­ка­ми» на се­ре­ди­не ту­ло­ва и др. Ар­гу­мен­том, по­зво­ляющим со­от­нес­ти за­хо­ро­не­ния из сред­не­го слоя Ю .Л. с одной из групп сянь­би, являются про­ис­хо­дя­щие из 2 мо­гил 6 по­зо­ло­чен­ных брон­зо­вых на­кла­док с изо­бра­же­ни­ем кры­ла­то­го ко­ня-еди­но­ро­га (в ре­гио­не есть и еди­нич­ные на­ход­ки), со­пос­тав­ляе­мо­го с «бла­го­ве­щим зве­рем», ко­то­рый, по ле­ген­де, из­ло­жен­ной в кит. ле­то­пи­си «Вэй шу», про­вёл сянь­би че­рез го­ры на юг, пре­одо­лев «9 труд­но­стей и 8 пре­пят­ст­вий». Др. на­ход­ки не про­ти­во­ре­чат та­кой ат­ри­бу­ции, как и от­не­се­нию мо­гиль­ни­ка к фу­юй (пуё), у ко­то­рых со 2 в. до н.э. шёл про­цесс фор­ми­ро­ва­ния го­су­дар­ст­ва, ло­ка­ли­зуе­мо­го на тер­ри­то­рии гл. обр. Центр. Мань­чжу­рии, позд­нее в осн. по­гло­щён­но­го Ко­гу­рё.

Лит.: Юй­шу Лао­хэ­шэнь. Пе­кин, 1987; Ко­мис­са­ров С. А. Сянь­бэй­ский мо­гиль­ник Лао­хэ­шэнь // 27-я на­уч­ная кон­фе­рен­ция «Об­ще­ст­во и го­су­дар­ст­во в Ки­тае». М., 1996; Ху­дя­ков Ю. С., Ал­кин С. В., Юй Сухуа. Сянь­би и Юж­ная Си­бирь // Древ­но­сти Ал­тая. Из­вес­тия ла­бо­ра­то­рии ар­хео­ло­гии. Гор­но-Ал­тайск, 1999. № 4; Ху­дя­ков Ю. С., Юй Су-Хуа. Осо­бен­но­сти по­гре­баль­ной об­ряд­но­сти пле­мен сянь­бэй // Тра­ди­ци­он­ная куль­ту­ра Вос­то­ка Азии. Бла­го­ве­щенск, 2001. Вып. 3.

Вернуться к началу