СИТУАНЬША́НЬ
-
Рубрика: Археология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
СИТУАНЬША́НЬ, археологич. культура позднего бронзового – раннего железного веков (в рамках 1-го тыс. до н. э.) в бассейнах р. Дунляохэ и верхнего течения 2-й Сунгари, на территории юго-востока пров. Цзилинь (Китай). По кит. хронологии, соотносится с периодами от Зап. Чжоу до Чжаньго. Названа по местности к югу от г. Цзилинь после раскопок в нач. 1960-х гг. Поселения на высоких речных террасах (на позднем этапе и на равнинах). Прямоугольные, в т. ч. квадратные в плане, полуземлянки каркасно-столбовой конструкции с обкладкой котлована камнем, очагом в центре. Могильники на склонах; поперёк склона вытянутые трупоположения в прямоугольных ямах, часто с каменным ящиком внутри, иногда с отсеком в ногах для 1–2 сосудов, оружия, орудий. Лепные банковидные горшки, кувшины, редкие в могилах триподы и треножники; нередко с «ушками». Бронзовые топоры, тёсла, наконечники стрел и копий, кинжалы (с прямым лезвием, как в Центр. Китае, и «скрипковидные», как в верхнем слое Сяцзядянь и Кочосоне) и др. Каменные шлифованные рубящие орудия, полулунные ножи, шиферные узкие наконечники стрел, плечиковые мотыги, булавы-утяжелители. Мотыжное земледелие (просо) и свиноводство, традиционные для региона с неолита. Происхождение С. связывают с комплексами типа Мисонри (бронзовый век на территории востока пров. Цзилинь и сопредельных районов Кореи). Есть точка зрения, что С. повлияла на формирование плиточных могил культуры. С. соотносят с народами вэймо, один из которых основал «гос-во» Фуюй, известное по кит. хроникам, или с предками основателей Когурё.