МУГА́НСКАЯ КУЛЬТУ́РА
-
Рубрика: Археология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МУГА́НСКАЯ КУЛЬТУ́РА (талыш-муганская культура), археологич. культура позднего бронзового и раннего железного веков (14–7 вв. до н. э.), в Талышских горах, на Ленкоранской низменности, Муганской равнине (юго-восток совр. Азербайджана), в прилегающих районах на территории Ирана. Памятники М. к. впервые обнаружены Ж. де Морганом во время работ в 1890 и 1901 в Талышских горах. Культура выделена И. М. Джафарзаде после открытия в 1941 могильника в Узунтепе. Подразделяется на 3 этапа (14–13, 12–10, 10–7 вв. до н. э.). Известна в осн. по материалам могильников. Иногда могилы (получившие от первооткрывателей неточное назв. «дольмены») перекрыты небольшим каменным или земляным курганом, обычно окружённым кромлехом. Известны (в т. ч. на одном могильнике) каменные ящики и склепы (длиной от 2 до 14 м, шириной от 1 до 3 м). Склепы имели прямоугольную, реже округлую и овальную, в плане камеру (некоторые – 2 камеры). На ранних этапах преобладали коллективные погребения (до 7 чел.). Характерны скорченные на боку трупоположения, есть костяки, вытянутые на спине и «сидячие». На Ленкоранской низменности обнаружены грунтовые погребения, иногда перекрытые земляным курганом, селища. Известен клад бронзовых топоров (с. Ловайн в приморской низменности). Преобладает лепная керамика (кувшины, водолеи в виде животных, кружки, миски и т. д.) чёрного цвета, обычно неорнаментированная. Показательны изделия из бронзы: мечи и кинжалы (в т. ч. с навершием в виде двух раструбов или веерообразным, есть цельнолитые с рамочной рукоятью, особенно характерны вытянутые клинки с рельефным полукругом или кругом в верхней части клинка – рис.), асимметричные топоры «талышского типа», топоры-тёсла, наконечники копий (черенковые и втульчатые) и стрел, ножи, бляхи, браслеты, височные подвески, булавки, кольца, удила и псалии, пластинчатые (в т. ч. орнаментированные) пояса, диадемы, фигурки животных. Встречаются золотые и серебряные украшения, обсидиановые и кремнёвые наконечники стрел, разнообразные бусы, железные кинжалы, копья, тёсла, рукоять бронзового зеркала. На 3-м этапе бронзовое оружие вытесняется железным, зачастую повторяющим форму бронзового. Прослеживаются связи М. к. с ганджа-карабахской культурой (см. Ганджа) и цивилизациями Передней Азии; в частности, глазурованная керамика происходит из Ассирии. Для 1-го этапа характерны печати из глухого стекла, покрытые голубоватой глазурью, находящие аналогии в Митанни. М. к. сформировалась на основе местных памятников среднего бронзового века (могильник Аликемектепеси и т. п.), которые восходят к местному варианту куро-аракской культуры. Продолжение традиций М. к. во многом не ясно. С кон. 8–7 вв. до н. э. регион Юго-Зап. Прикаспия стал периферией (и нередко предметом соперничества) Урарту, Манны, позднее – Мидии.