МАКА́О
-
Рубрика: Археология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МАКА́О, 1) историч. название г. Аомынь, центра адм. р-на Аомынь. Считается, что произошло от «Амакао», португ. трансформации местного назв. одной из бухт в честь богини А-ма (Мацзу).
2) Комплекс историко-культурных памятников в историч. центре г. Аомынь. Внесён в список Всемирного наследия. Особую известность получила ц. Божией Матери с семинарией Св. Павла (1572–1575; начало строительства церкви в 1582, сгорела не позднее 1595, восстанавливалась с 1602 итал. арх. Дж. К. Спинолой; гранитные фасад и лестница из 66 ступеней – 1640; после пожара 1835 остались юж. фасад, лестница, крипта), крупнейшая христианская ц. Вост. Азии в 16–19 вв. Отделка в вост. стиле и скульптура выполнялись кит. и япон. мастерами. 4-уровневый фасад (выс. 38,5 м) оформлен в стиле мануэлино с вост. декоративными мотивами, в т. ч. скульптурами львов, кит. иероглифами, типичными для япон. искусства узорами в виде хризантем. Выделяется изображение женщины, попирающей семиглавую гидру; иероглифы поясняют, что это «Св. Богородица растаптывает головы дракона», а в иконографии прослеживается явное буддийское влияние. Уровни сужаются к треугольному, увенчанному бронзовым латинским крестом фронтону с символизирующим Св. Дух бронзовым голубем, который окружён звёздами, солнцем (слева) и луной (справа). В соответствии с кит. натурфилософскими концепциями солнце и левая сторона представляют собой мужское начало «ян», луна и правая сторона – женское «инь». Эта церковь – единственный образец монументального иск-ва с комбинацией литургич. сюжетов и вост. мотивов. В нач. 1990-х гг. в ходе раскопок вскрыт фундамент церкви, найдены многочисл. утварь, мощи япон. христианских мучеников, захоронения духовенства, а также остатки опорных столбов жилища и каменные изделия неолита.
Традиц. кит. архитектура М. представлена домами, буддийско-даосскими храмами (для них особенно характерно присущее М. смешение стилей), парками. Часть построек возводилась из серого оштукатуренного и затем декорированного кирпича, крыши покрывались зелёной глазурованной черепицей. Дома в южнокит. (линнаньском) стиле: 2-этажные здания делятся на секции пилястрами, фронтон 1-го этажа занят дверным проёмом, окна с резными красными ставнями находятся на 2-м этаже. Храм «лотосового пика» создавался как даосский в 1592, в честь богини моря Тяньфэй (Мацзу); в начале правления династии Цин (1644–1912) гл. зал преобразован для поклонения бодхисаттве Гуаньинь; ныне известен и как даосский, и как буддийский храм (последние перестройки в 1876). Кирпич и черепица украшены рисунками. 3 главных зала расположены на одной горизонтальной оси. В передней части центр. зала – скульптура Мацзу, в задней – Гуаньинь; по сторонам – входящих в даосский пантеон мифич. создателя иероглифич. письма Цзюй Юн, божественного земледельца Шэнь-нун, духа врачевания и т. д. На территории храма цинские чиновники встречались с торговцами для составления документов, в 1839 Линь Цзэсюй вёл переговоры с португальцами о борьбе с торговлей опиумом. В его честь в 1989 перед храмом воздвигли каменную статую, в 1997 – мемориальный музей. Храм Магэ-мяо (его часто называют храмом А-ма; 1-я пол. 16 в.) также посвящён Мацзу [в нём, под покровительством «матушки А-ма», в 1557 состоялась церемония передачи М. под управление («в аренду») Португалии]. У ворот – буддийские скульптуры каменных львов, во дворе – каменный барельеф с изображением джонки, символизирующей корабль богини. В состав комплекса входит зал Гуаньинь, почитание которой сливается с местным культом морской богини – покровительницы моряков, рыбаков, пиратов. Парки созданы в осн. в кон. 19 – нач. 20 вв., с соблюдением осн. принципов кит. парковой архитектуры. Сад Лоу-Лим-Леок (Луюань) спроектирован в сучжоуском стиле, с применением павильонов и извилистых галерей, разбивающих пространство на отд. комплексы, с изящными арочными мостами, перекинутыми над гладью лотосовых прудов, с камнями удивительной формы.
Принесённые португальцами европ. архит. стили (барокко, неоклассицизм и др.), представленные рядом церквей, военных, обществ. и др. построек, также творчески взаимодействовали с местной традицией.