МАЙЦЗИША́НЬ
-
Рубрика: Археология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МАЙЦЗИША́НЬ, буддийский скальный храмовый комплекс в 45 км к юго-востоку от совр. г. Тяньшуй (пров. Ганьсу, Китай). Обследование с 1953, когда Мин-вом культуры КНР был создан для этого спец. отряд, позднее преобразованный в Ин-т по сохранению М. (осн. работы по изучению и реконструкции в 1975–84). Пещеры вырублены в скале (выс. ок. 140 м) на выс. ок. 60–70 м; образуют 10 нерегулярных «этажей», создававшихся в направлении с юго-запада на юго-восток. Поскольку М. пострадал от землетрясений, сохранились 194 пещеры и большие ниши, которые строились с нач. 5 в., в период династий Сев. Вэй (386–534), Зап. Вэй (534–557), Сев. Чжоу (557–581), Суй (581–618). При династиях Тан (618–907), Сев. Сун (960–1127), Мин (1368–1644) некоторые пещеры реконструировались и перестраивались. Из более чем 7200 изображений осн. часть относится к раннему периоду. Стены мн. пещер покрыты буддийскими и светскими росписями (общая пл. более 1300 м2), в них прослеживается воздействие фресок из погребений эпохи Хань (напр., Лоян, Маолин, Чанша). Скульптуры делались из глины и раскрашивались, есть немного каменных барельефов.
Больше всего пещер относится к Сев. Вэй. Для ранних среди них (до кон. 5 в.) характерны подквадратные в плане помещения с плоским потолком, с 2 большими нишами по сторонам и часто с рядами маленьких ниш; среди скульптур преобладает набор из 3 фигур – Будда и бодхисаттвы по бокам. Древнейшая датированная пещера имеет ширину больше глубины; у стен с 3 сторон – высокий алтарь, на нём и в малых нишах стен расположены глиняные фигуры Будды и бодхисаттв. Фрески на стенах изображают преим. донаторов, рядом написаны их имена и место происхождения, в т. ч. – г. Чоучи, основанный в 446. Донаторы представлены в т. н. варварской (сяньбийской) одежде, запрещённой в гос-ве Сев. Вэй в 486, в ходе реформ имп. Тобы Хуна. Т. е. строительство М. началось не позднее 446–486. В следующем периоде (до падения Сев. Вэй) появляются «копытообразные» в плане пещеры со сводчатым потолком, число статуй в наборе увеличивается до 5 (Будда, 2 ученика, 2 бодхисаттвы) и 7 (добавляются 2 стража). Среди многочисл. наскальных рисунков, помимо цветов лотоса, небесных фей и т. п., появляются картины по сюжетам джатак, повествования в картинах на тему сутр (т. н. цзинбянь), в т. ч. о Западном рае Чистой земли (среди них – крупнейшая, в пещере № 127, со многими пейзажами, изображениями строений, людей), о Вэймоцзе (Вималакирти, благочестивом мирянине, который достиг просветления и превзошёл мудростью всех учеников Будды) и т. д.
При Зап. Вэй появляются пещеры, копирующие конструкцию сложных дерев. построек: высекались 8-угольные колонны, потолочные балки, кронштейны-доугуны, слеги для черепицы. За колоннами располагалась галерея, за ней высекались пещеры и ниши. Среди скульптур появляются изображения бодхисаттв Вэймоцзе и Маньчжушри (Вэньшу); часто с 2 сторон от Будды расположены фигуры обычных девочки и мальчика, что свидетельствует об обмирщении иск-ва. При Сев. Чжоу увеличивается число больших гротов, вход в которые оформлен рядом колонн, затем идёт галерея, а за ней – до 7 пещер, иногда с дерев. конструкциями. В пещере № 3 – «Галерее тысячи Будд» (Цяньфолан) вырезанные в скале изображения располагаются в 6 рядов сразу за галереей. Пещеры, построенные или реконструированные при Суй, прямоугольные в плане с 4-скатным потолком либо «копытообразные» со сводчатым потолком. Наиболее известное изваяние М. – сидящий Будда (в пещере № 13), выс. 15,8 м; создан в нач. 7 в.
После падения династии Мин попыток возродить деятельность М. больше не предпринималось и он, как и большинство др. пещерных монастырей и храмов, вскоре приходит в упадок. В 1961 М. включён в список объектов историко-культурного наследия общегосударств. значения.