КОЙ-КРЫЛГА́Н-КАЛА́
-
Рубрика: Археология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КОЙ-КРЫЛГА́Н-КАЛА́ (Крепость погибших баранов), городище 4 в. до н. э. — нач. 4 в. н. э. в Хорезме (в совр. Турткульском р-не Каракалпакии, Узбекистан). Открыто С. П. Толстовым в 1938, исследования его же с 1950, в 1952–57 раскопано полностью. В плане круглое (диаметр 90 м), с северо-северо-востока – вход, фланкированный 2 полукруглыми башнями. Выделяются 2 периода заселения. В I период (кон. 4 – не позднее нач. 1 вв. до н. э.) в центре К.-К.-к. возведено круглое здание (диаметр 44,5 м, сохранилось на высоту 8,5 м, толщина внешней стены до 7 м), интерпретируемое как храм-мавзолей. На нижнем этаже – 2 изолиров. комплекса, каждый состоял из 4 помещений, перекрытых сводами; на верхнем – стрелковая галерея с рядом бойниц, под ними 7 трапециевидных в плане окон (три на юг, два на север, по одному на запад и восток). По мнению исследователей, в зап. части нижнего этажа располагались погребальные помещения, вход в которые был заложен сразу после строительства; вост. часть и помещения верхнего этажа использовались для хранения храмового инвентаря и др.; вероятно, отсюда жрецы вели и астрономич. наблюдения. Здание на расстоянии 15 м окружено крепостной стеной; пространство между ними застроено разл. помещениями (в т. ч. хранилищами), стены которых образовывали радиальную планировку. Постройки погибли в сильном пожаре. Во время запустения в стрелковой галерее центр. здания стали устанавливать оссуарии в виде сидящих фигур мужчин или женщин. Не ранее нач. 2 в. н. э. (II период) внутри крепостных стен вновь строятся дома (2–3-комнатные секции, примыкающие друг к другу), иногда с использованием старых стен и сохранением общей радиальной планировки (центр. здание не обживается).
Среди находок I периода: фрагменты больших керамич. фляг с барельефными композициями на плоской стороне [в т. ч. мифологич. сюжет о возникновении элементов мироздания и богов посредством уничтожения огнём-грифоном «космической птицы» – фантастического гуся; всадник в остроконечном сакском клобуке, скачущий с тяжёлым копьём наперевес; бородатый человек, поднимающий виноградную гроздь, в его правой руке кувшин, за спиной фляга; этот персонаж связывают с местным винодельческим («дионисийским») культом]; терракотовые (в осн. женские, в т. ч. кормящей матери) статуэтки, среди них – одетой обезьянки с детёнышем (вероятно, привозная); керамич. парадная (в т. ч. кувшины с одной ручкой, заканчивающейся реалистично выполненной львиной головой, которая как бы пьёт из сосуда; очевидно, имитация иран. металлич. кувшинов с ручками с головой льва на конце 6–4 вв. до н. э.), бытовая, хозяйственная посуда; надписи (хозяйств. тексты, написанные тушью на черепках) арамейским письмом на хорезмийском языке, датированные 3–2 вв. до н. э. В зондаже 1951 найдена надпись арамейским письмом, нанесённая на хуме до обжига.