Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ДРЕССИРО́ВКА

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 9. Москва, 2007, стр. 354-355

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: И. И. Затевахин
«Поводырь с медведем». Старинная миниатюра.
Фото А. Гутника Ю. А. Денисенко в номере с белым медведем.

ДРЕССИРО́ВКА (от франц. dresser – вы­прав­лять, обу­чать), на­прав­лен­ное фор­ми­ро­ва­ние и по­сле­дую­щее за­кре­п­ле­ние у жи­вот­но­го то­го или ино­го на­вы­ка. Су­ще­ст­ву­ет три осн. под­хо­да к Д., ба­зи­рую­щие­ся на разл. объ­яс­не­ни­ях ме­ха­низ­ма фор­ми­ро­ва­ния на­вы­ков у жи­вот­ных. В ос­но­ве пер­во­го – тео­рия И. П. Пав­ло­ва о выс­шей нерв­ной дея­тель­но­сти; он со­сто­ит в том, что при не­сколь­ких по­вто­ре­ни­ях со­че­та­ния ин­диф­фе­рент­но­го раз­дра­жи­те­ля с без­ус­лов­ным (вы­зы­ваю­щим без­ус­лов­ный реф­лекс) у жи­вот­но­го вы­ра­ба­ты­ва­ет­ся ус­лов­ный реф­лекс. В чис­том ви­де этот под­ход при­ме­ня­ет­ся ог­ра­ни­чен­но, т. к. боль­шин­ст­во вы­ра­ба­ты­вае­мых при Д. на­вы­ков не яв­ля­ют­ся про­стей­ши­ми реф­лек­тор­ны­ми от­ве­та­ми, а пред­став­ля­ют со­бой со­во­куп­ность эле­мен­тов по­ве­де­ния. В ос­но­ве вто­ро­го под­хо­да ле­жит тео­рия функ­цио­наль­ных сис­тем П. К. Ано­хи­на, ко­то­рая по­сту­ли­ру­ет, что ор­га­низм ра­бо­та­ет как еди­ное це­лое, ему свой­ст­вен­ны са­мо­ре­гу­ля­ция и взаи­мо­дей­ст­вие всех ор­га­нов, а его дея­тель­ность все­гда на­прав­ле­на на вы­жи­ва­ние. В ор­га­низ­ме фор­ми­ру­ют­ся ие­рар­хи­че­ски ор­га­ни­зо­ван­ные функ­цио­наль­ные сис­те­мы, ка­ж­дая из ко­то­рых обес­пе­чи­ва­ет дос­ти­же­ние сво­его кон­крет­но­го при­спо­со­би­тель­но­го ре­зуль­та­та, а так­же вы­ра­бот­ку и реа­ли­за­цию форм по­ве­де­ния. Ре­зуль­та­том обыч­но яв­ля­ет­ся удов­ле­тво­ре­ние био­ло­гич. или со­ци­аль­ной по­треб­но­сти ор­га­низ­ма (напр., по­треб­ле­ние пи­щи, во­ды, дос­ти­же­ние ли­дер­ст­ва в груп­пе). В рам­ках это­го под­хо­да в про­цес­се Д. у жи­вот­но­го на ба­зе к.-л. ес­теств. по­треб­но­сти фор­ми­ру­ют до­ми­ни­рую­щую мо­ти­ва­цию (напр., до­би­ва­ют­ся у жи­вот­но­го чув­ст­ва го­ло­да пе­ред за­ня­ти­ем), что вы­зы­ва­ет по­ве­де­ние, на­прав­лен­ное на реа­ли­за­цию этой по­треб­но­сти. В ос­но­ве третье­го под­хо­да ле­жит тео­рия опе­рант­но­го на­у­че­ния Б. Ф. Скин­не­ра. Со­глас­но этой тео­рии, су­ще­ст­ву­ют ре­ак­тив­ное и опе­рант­ное по­ве­де­ние. Ре­ак­тив­ное яв­ля­ет­ся от­ве­том на раз­дра­жи­те­ли, к ко­то­рым бы­ли вы­ра­бо­та­ны ус­лов­ные реф­лек­сы. Опе­рант­ное на­прав­ле­но на ис­сле­до­ва­ние ок­ру­жаю­ще­го ми­ра: жи­вое су­ще­ст­во ак­тив­но воз­дей­ст­ву­ет на ок­ру­жаю­щую сре­ду и стал­ки­ва­ет­ся с те­ми или ины­ми по­след­ст­вия­ми. Об­раз­цы по­ве­де­ния, ко­то­рые вле­кут за со­бой при­ят­ные по­след­ст­вия, в бу­ду­щем встре­ча­ют­ся ча­ще. Го­лубь, по­ме­щён­ный в клет­ку, на по­лу ко­то­рой име­ет­ся крас­ное пят­но, лишь слу­чай­ным об­ра­зом мо­жет клю­нуть в не­го, но ес­ли сра­зу вслед за этим он по­лу­чит пи­щу, то это дей­ст­вие он бу­дет по­вто­рять. Лю­бое опе­рант­ное по­ве­де­ние мож­но мо­ди­фи­ци­ро­вать и кон­тро­ли­ро­вать, по­доб­рав со­от­вет­ст­вую­щие ус­лов­ные под­кре­п­ле­ния. В про­цес­се фор­ми­ро­ва­ния слож­но­го ком­плекс­но­го на­вы­ка по­этап­но под­кре­п­ля­ют не­боль­шие за­вер­шён­ные же­ла­тель­ные дей­ст­вия. В рам­ках пе­ре­чис­лен­ных под­хо­дов для Д. ис­поль­зу­ют сле­дую­щие ме­то­ды: ме­ха­ни­че­ский (по­стро­ен­ный на ба­зе мо­ти­ва­ции из­бе­га­ния), пи­ще­вой (на ба­зе пи­ще­вой мо­ти­ва­ции), вку­со­по­ощ­ри­тель­ный (на ба­зе из­би­рат. ап­пе­ти­та), под­ра­жа­тель­ный (на ба­зе под­ра­жат. по­ве­де­ния), иг­ро­вой (на ба­зе иг­ро­во­го по­ве­де­ния), обо­ро­нит. ме­тод вы­ра­бот­ки аг­рес­сии (на ба­зе обо­ро­нит. по­ве­де­ния). Наи­бо­лее ши­ро­ко ис­поль­зу­ют кон­тра­ст­ный ме­тод, со­че­таю­щий от­ри­ца­тель­ные и по­ло­жи­тель­ные под­кре­п­ле­ния в про­цес­се вы­ра­бот­ки на­вы­ка.

Жи­вот­ных под­вер­га­ют Д. для ис­поль­зо­ва­ния на тя­жё­лых ра­бо­тах (ло­ша­дей, во­лов, сло­нов); в во­ен. це­лях (со­бак, го­лу­бей, дель­фи­нов и др.); для уча­стия в спор­тив­ных со­стя­за­ни­ях (со­бак, ло­ша­дей, го­лу­бей, сло­нов и др.); для спа­са­тель­ных ра­бот и нужд ми­ли­ции (гл. обр. со­бак); для охо­ты (со­бак, сло­нов и хищ­ных птиц), а так­же для вы­сту­п­ле­ния в цир­ке. Д. в той или иной сте­пе­ни при­ме­ня­ет­ся ко всем при­ру­чён­ным и до­маш­ним жи­вот­ным; напр., скот при­уча­ют к за­го­ну в по­ме­ще­ния, пе­ре­го­ну че­рез мос­ты, по­груз­ке в ва­го­ны и др.; дой­ных ко­ров – к мес­ту, вре­ме­ни дое­ния и к до­яр­ке; пчёл – к сбо­ру нек­та­ра и пыль­цы с рас­те­ний оп­ре­де­лён­но­го ви­да и др. См. так­же Без­ус­лов­ные реф­лек­сы, Слу­жеб­ные со­ба­ки, Ус­лов­ные реф­лек­сы.

Дрессировка в цирке

Дрес­си­ров­ка в цир­ке – при­ру­че­ние и под­го­тов­ка жи­вот­ных к пуб­лич­ной де­мон­ст­ра­ции трю­ков на ма­не­же или др. зре­лищ­ной пло­щад­ке. Из­вест­на с древ­но­сти (Древ­ний Еги­пет, Древ­ний Рим и др.). В Древ­ней Ру­си ско­мо­ро­хи во вре­мя нар. гу­ля­ний ра­зыг­ры­ва­ли бы­то­вые сцен­ки с уча­сти­ем дрес­си­ро­ван­но­го мед­ве­дя. С дрес­си­ро­ван­ны­ми со­ба­ка­ми, мед­ве­дя­ми и др. жи­вот­ны­ми в ср.-век. Ев­ро­пе вы­сту­па­ли стран­ст­вую­щие ко­ме­ди­ан­ты. Ис­то­ки Д. как са­мо­сто­ят. цир­ко­во­го жан­ра – в бро­дя­чих кон­но-ак­ро­ба­тич. груп­пах (16 – сер. 18 вв.). Со 2-й пол. 18 в. в стран­ст­вую­щих зве­рин­цах ста­ли де­мон­ст­ри­ро­вать дрес­си­ро­ван­ных хищ­ных зве­рей. С сер. 19 в. с уве­ли­че­ни­ем ко­ли­че­ст­ва по­лу­ста­цио­нар­ных цир­ков вы­сту­п­ле­ния жи­вот­ных ста­ли не­отъ­ем­ле­мой ча­стью ат­трак­цио­нов. Од­ним из пер­вых цир­ко­вых ук­ро­ти­те­лей был франц. дрес­си­ров­щик А. Мар­тен, по­ка­зав­ший в 1831 но­мер «Май­сур­ские львы». В про­цес­се раз­ви­тия жан­ра оп­ре­де­ли­лись три ме­то­да цир­ко­вой Д.: «ди­кая» (бо­ле­вая) – ос­но­вы­ва­ет­ся на уст­ра­ше­нии жи­вот­но­го, ко­то­рое вы­пол­ня­ет тре­буе­мые дей­ст­вия под стра­хом на­ка­за­ния; «мяг­кая» (гу­ман­ная) – стро­ит­ся на при­ёмах лас­ко­во­го об­ра­ще­ния и пи­ще­во­го по­ощ­ре­ния; ком­плекс­ная, в ко­то­рой со­че­та­ют­ся оба ме­то­да, с пре­об­ла­да­ни­ем вто­ро­го. Зна­чит. вклад в гу­ман­ную Д. внёс нем. цир­ко­вой пред­при­ни­ма­тель и дрес­си­ров­щик К. Га­ген­бек (1844–1913), пер­вым на­чав­ший вы­сту­пать со сме­шан­ны­ми груп­па­ми и вво­див­ший в но­ме­ра не ис­поль­зо­вав­шие­ся ра­нее в цир­ке ви­ды жи­вот­ных. Ос­но­во­по­лож­ник «мяг­кой» Д. в Рос­сии В. Л. Ду­ров (см. Ду­ро­вы) соз­дал и ши­ро­ко при­ме­нял без­бо­ле­вой по­ощ­ри­тель­ный ме­тод, ос­но­ван­ный на уче­нии И. П. Пав­ло­ва и учё­те вро­ж­дён­ных свойств жи­вот­ных. Этот ме­тод по­зво­лял ра­бо­тать с жи­вот­ны­ми, труд­но под­даю­щи­ми­ся Д. и, ка­за­лось бы, не­совмес­ти­мы­ми (кош­ка и мы­ши). Сре­ди отеч. дрес­си­ров­щи­ков – Б. А. Эдер, М. П. На­за­ро­ва, И. Н. Буг­ри­мо­ва, А. Н. Бус­ла­ев, В. И. Фи­ла­тов, За­паш­ные, В. П. Ти­хо­нов, Н. К. Пав­лен­ко, Ю. А. Де­ни­сен­ко и др.

Лит.: Мак-Фар­ленд Д. По­ве­де­ние жи­вот­ных. М., 1988; Вар­ла­ков ВС., За­те­ва­хин ИИ. Сис­тем­ные прин­ци­пы дрес­си­ров­ки // О чем ла­ют со­ба­ки. М., 1991; Прай­ор К. Не ры­чи­те на со­ба­ку! М., 1995.

Лит.: Ду­ров ВЛ. Дрес­си­ров­ка жи­вот­ных. М., 1924; Буг­ри­мо­ва И. Моя про­фес­сия. М., 1957; Га­ген­бек К. О зве­рях и лю­дях. М., 1957. СПб., 1992; Hediger H. Beobachtungen zur Tierpsychologie in Zoo und Zirkus. B., 1979.

Вернуться к началу