ДРЕССИРО́ВКА
-
Рубрика: Сельское хозяйство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ДРЕССИРО́ВКА (от франц. dresser – выправлять, обучать), направленное формирование и последующее закрепление у животного того или иного навыка. Существует три осн. подхода к Д., базирующиеся на разл. объяснениях механизма формирования навыков у животных. В основе первого – теория И. П. Павлова о высшей нервной деятельности; он состоит в том, что при нескольких повторениях сочетания индифферентного раздражителя с безусловным (вызывающим безусловный рефлекс) у животного вырабатывается условный рефлекс. В чистом виде этот подход применяется ограниченно, т. к. большинство вырабатываемых при Д. навыков не являются простейшими рефлекторными ответами, а представляют собой совокупность элементов поведения. В основе второго подхода лежит теория функциональных систем П. К. Анохина, которая постулирует, что организм работает как единое целое, ему свойственны саморегуляция и взаимодействие всех органов, а его деятельность всегда направлена на выживание. В организме формируются иерархически организованные функциональные системы, каждая из которых обеспечивает достижение своего конкретного приспособительного результата, а также выработку и реализацию форм поведения. Результатом обычно является удовлетворение биологич. или социальной потребности организма (напр., потребление пищи, воды, достижение лидерства в группе). В рамках этого подхода в процессе Д. у животного на базе к.-л. естеств. потребности формируют доминирующую мотивацию (напр., добиваются у животного чувства голода перед занятием), что вызывает поведение, направленное на реализацию этой потребности. В основе третьего подхода лежит теория оперантного научения Б. Ф. Скиннера. Согласно этой теории, существуют реактивное и оперантное поведение. Реактивное является ответом на раздражители, к которым были выработаны условные рефлексы. Оперантное направлено на исследование окружающего мира: живое существо активно воздействует на окружающую среду и сталкивается с теми или иными последствиями. Образцы поведения, которые влекут за собой приятные последствия, в будущем встречаются чаще. Голубь, помещённый в клетку, на полу которой имеется красное пятно, лишь случайным образом может клюнуть в него, но если сразу вслед за этим он получит пищу, то это действие он будет повторять. Любое оперантное поведение можно модифицировать и контролировать, подобрав соответствующие условные подкрепления. В процессе формирования сложного комплексного навыка поэтапно подкрепляют небольшие завершённые желательные действия. В рамках перечисленных подходов для Д. используют следующие методы: механический (построенный на базе мотивации избегания), пищевой (на базе пищевой мотивации), вкусопоощрительный (на базе избират. аппетита), подражательный (на базе подражат. поведения), игровой (на базе игрового поведения), оборонит. метод выработки агрессии (на базе оборонит. поведения). Наиболее широко используют контрастный метод, сочетающий отрицательные и положительные подкрепления в процессе выработки навыка.
Животных подвергают Д. для использования на тяжёлых работах (лошадей, волов, слонов); в воен. целях (собак, голубей, дельфинов и др.); для участия в спортивных состязаниях (собак, лошадей, голубей, слонов и др.); для спасательных работ и нужд милиции (гл. обр. собак); для охоты (собак, слонов и хищных птиц), а также для выступления в цирке. Д. в той или иной степени применяется ко всем приручённым и домашним животным; напр., скот приучают к загону в помещения, перегону через мосты, погрузке в вагоны и др.; дойных коров – к месту, времени доения и к доярке; пчёл – к сбору нектара и пыльцы с растений определённого вида и др. См. также Безусловные рефлексы, Служебные собаки, Условные рефлексы.
Дрессировка в цирке
Дрессировка в цирке – приручение и подготовка животных к публичной демонстрации трюков на манеже или др. зрелищной площадке. Известна с древности (Древний Египет, Древний Рим и др.). В Древней Руси скоморохи во время нар. гуляний разыгрывали бытовые сценки с участием дрессированного медведя. С дрессированными собаками, медведями и др. животными в ср.-век. Европе выступали странствующие комедианты. Истоки Д. как самостоят. циркового жанра – в бродячих конно-акробатич. группах (16 – сер. 18 вв.). Со 2-й пол. 18 в. в странствующих зверинцах стали демонстрировать дрессированных хищных зверей. С сер. 19 в. с увеличением количества полустационарных цирков выступления животных стали неотъемлемой частью аттракционов. Одним из первых цирковых укротителей был франц. дрессировщик А. Мартен, показавший в 1831 номер «Майсурские львы». В процессе развития жанра определились три метода цирковой Д.: «дикая» (болевая) – основывается на устрашении животного, которое выполняет требуемые действия под страхом наказания; «мягкая» (гуманная) – строится на приёмах ласкового обращения и пищевого поощрения; комплексная, в которой сочетаются оба метода, с преобладанием второго. Значит. вклад в гуманную Д. внёс нем. цирковой предприниматель и дрессировщик К. Гагенбек (1844–1913), первым начавший выступать со смешанными группами и вводивший в номера не использовавшиеся ранее в цирке виды животных. Основоположник «мягкой» Д. в России В. Л. Дуров (см. Дуровы) создал и широко применял безболевой поощрительный метод, основанный на учении И. П. Павлова и учёте врождённых свойств животных. Этот метод позволял работать с животными, трудно поддающимися Д. и, казалось бы, несовместимыми (кошка и мыши). Среди отеч. дрессировщиков – Б. А. Эдер, М. П. Назарова, И. Н. Бугримова, А. Н. Буслаев, В. И. Филатов, Запашные, В. П. Тихонов, Н. К. Павленко, Ю. А. Денисенко и др.