Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЧИНЬ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 34. Москва, 2017, стр. 593-594

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: М. А. Сюннерберг

ЧИНЬ (вьетн. chúa Trịnh), род, фак­ти­че­ски пра­вив­ший на тер­ри­то­рии Сев. Вьет­на­ма в кон. 16–18 вв. По­зи­ции Ч., впер­вые поя­вив­ших­ся на по­ли­тич. аре­не ещё во вре­мя ан­ти­ки­тай­ско­го Лам­шон­ско­го вос­ста­ния под рук. Ле Лоя (1418–27), ук­ре­пи­лись в на­чав­шей­ся в 1510–30-е гг. по­ли­тич. борь­бе за пре­стол, ко­то­рую они в сою­зе с ро­дом Нгу­ен (см. Нгуе­ны) вели от име­ни «за­кон­ной ди­на­стии» Ле про­тив «узур­пи­ро­вав­ших» в 1527 пре­стол Ма­ков. Ч. сыг­ра­ли ре­шаю­щую роль в «Рес­тав­ра­ции Ле».

При Ч. Тун­ге (1550–1623) про­изош­ло ин­сти­ту­цио­наль­ное за­кре­п­ле­ние сис­те­мы «вуа–тюа» во Вьет­на­ме, т. е. си­туа­ции ре­аль­но­го кон­тро­ля над го­су­дар­ст­вом со сто­ро­ны на­следств. пра­ви­те­ля-тюа при его но­ми­наль­ном под­чи­не­нии им­пе­ра­то­ру-вуа, вы­пол­няв­ше­му са­краль­но-пред­ста­ви­тель­ские функ­ции. К 1630-м гг. в Дай­вье­те при со­хра­не­нии но­ми­наль­ной вла­сти ди­на­стии Ле фак­ти­че­ски сло­жи­лись два са­мо­сто­ят. го­су­дар­ст­ва: ро­да Ч. на тер­ри­то­рии совр. Сев. Вьет­на­ма и совр. Центр. Вьет­на­ма до пров. Нге­ан (сто­ли­ца – Тханг­лонг, ны­не Ха­ной) – гос-во Дангн­го­ай, и ро­да Нгу­ен на тер­ри­то­рии б. ч. совр. Центр. Вьет­на­ма (сто­ли­ца – Фу­су­ан, ны­не Хюэ) и час­ти Юж. Вьет­на­ма – гос-во Данг­чонг. В 1620–73 эти кня­же­ст­ва ве­ли вой­ны ме­ж­ду со­бой (как пра­ви­ло, по ини­циа­ти­ве на­сту­пав­ших с се­ве­ра Ч.), но к.-л. за­мет­но­го ре­зуль­та­та они не да­ли. К кон. 17 в. пра­ви­те­ли Ч. за­вер­ши­ли ос­вое­ние сев.-зап. рай­онов Вьет­на­ма, а Нгуе­ны на­ча­ли за­кре­п­лять­ся на тер­ри­то­рии совр. Юж. Вьет­на­ма. С го­да­ми сфе­ра ком­пе­тен­ции вла­сти пра­ви­те­лей-тюа рас­ши­ри­лась за счёт пре­ро­га­тив им­пе­ра­то­ра в во­про­сах свет­ско­го и са­краль­но­го ха­рак­те­ра, в ре­зуль­та­те че­го род Ч. к кон. 18 в. узур­пи­ро­вал мн. вер­хов­ные пра­ва им­пе­ра­то­ров Ле в та­ких во­про­сах, как пред­се­да­тель­ст­во на двор­цо­вом ту­ре сто­лич­ных эк­за­ме­нов, от­прав­ле­ние куль­та вер­хов­ных ду­хов Не­ба и Зем­ли. Прак­ти­че­ски все им­пе­ра­то­ры Ле, дос­ти­гав­шие со­вер­шен­но­ле­тия, по­лу­ча­ли в жё­ны до­че­рей пра­ви­те­лей Чинь.

Офиц. идео­ло­ги­ей бы­ло кон­фу­ци­ан­ст­во, од­на­ко то­гда же воз­ро­ж­дал­ся ин­те­рес к буд­диз­му. Воз­рос­ла роль ар­мии, ко­то­рая с 1721 на­би­ра­лась на ос­но­ве все­об­щей рек­рут­ской по­вин­но­сти. Силь­ная ар­мия бы­ла не­об­хо­ди­ма в ус­ло­ви­ях ре­гу­ляр­но под­ни­мав­ших­ся во 2-й пол. 18 в. кре­сть­ян­ских вос­ста­ний в Сев. Вьет­на­ме. Власть пра­ви­те­лей Ч. бы­ла ли­к­ви­ди­ро­ва­на в хо­де круп­ней­шей в ис­то­рии феод. Вьет­на­ма гражд. вой­ны кон. 18 в., в ре­зуль­та­те ко­то­рой пре­стол вна­ча­ле за­ня­ли вос­став­шие Тэй­шо­ны (см. Тэй­шо­нов вос­ста­ние), а за­тем власть во всей стра­не за­хва­тил род Нгу­ен.

Лит.: Де­о­пик Д. В. Ис­то­рия Вьет­на­ма. М., 1994. Ч. 1; Ан­то­щен­ко В. И. Пра­вя­щий род Чи­ней во Вьет­на­ме в XVI–XVIII вв. // Тра­ди­ци­он­ный Вьет­нам. М., 2008. Вып. 3.

Вернуться к началу