СЁДЕРБЛУМ НАТАН
-
Рубрика: Всемирная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
СЁДЕРБЛУМ (Söderblom) Натан (Йонатан) (15.1.1866, Трёнё – 12.7.1931, Уппсала), шведский протестантский богослов, церковный деятель, архиепископ Уппсальский (1914–31). Из семьи лютеранского пастора-пиетиста. Окончил Уппсальский университет (1886) со степенью кандидата философии, углублённо изучал языки – греческий, латинский, иврит, арабский. Оставив занятия классической филологией, решил стать священником (в т. ч. под влиянием личности отца), продолжил обучение на теологическом факультете в Уппсале (окончил в 1892 со степенью кандидата теологии). В 1888–92 редактор журнала «Meddelanden» Студенческого миссионерского общества, где опубликовал свои первые статьи. В 1890 отправился в США для участия в студенческой христианской конференции в Нортфилде (штат Массачусетс), которая произвела на него большое впечатление и способствовала возникновению у него идеи свободного объединения церквей. В 1893 рукоположен в священники и в качестве капеллана направлен в больницу для душевнобольных в Уппсале. В 1894–1901 настоятель шведской лютеранской церкви в Париже, где среди его паствы были А. Нобель и А. Стриндберг. Во Франции С. продолжил исследования в области теологии и истории религии. Особенно интересовался практическим богословием, миссионерством и религией древних иранцев. В 1901 в Сорбонне защитил докторскую диссертацию о маздеизме (см. Зороастризм). В 1901–14 профессор Уппсальского университета и одновременно пастор в университетской церкви Святой Троицы. В 1912–14 также занимал кафедру истории религии в Лейпцигском университете. 20.5.1914 был избран архиепископом Уппсалы и примасом Шведской церкви. Рукоположен в епископы 8.11.1914. Одновременно стал про-канцлером Уппсальского университета. С началом 1-й мировой войны получил известность как активный сторонник христианского движения за жизнь и мир. Один из основателей экуменизма. В 1920 во многом благодаря его инициативе Ламбетская конференция (см. Ламбетские конференции) англиканских епископов признала возможность тесного общения Англиканского сообщества со Шведской лютеранской церковью. В том же году англиканский епископ Питерборо принял участие в хиротонии двух шведских епископов. В 1925 С. организовал проведение в Стокгольме Всемирной христианской конференции за жизнь и мир, в которой приняли участие представители многих протестантских (в т. ч. англиканской) и православных церквей (не были представлены Римско-католическая церковь и организации пятидесятников). На конференции были заложены основы экуменического движения 20 в. и подчёркнута необходимость объединения усилий христианских церквей в борьбе за мир и социальную справедливость. Одновременно С. продолжал научную работу, в 1921 принят в Шведскую академию, в 1925 – в Шведскую королевскую академию наук. В 1931 приглашён читать лекции в Эдинбургском университете, но вскоре по состоянию здоровья вернулся в Уппсалу, где скончался от сердечного приступа.
Автор ок. 670 работ по теологии, истории религии, религиозной психологии и философии.
В 1930 за заслуги в достижении мира через религиозное объединение награждён Нобелевской премией мира.