Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СЁДЕРБЛУМ НАТАН

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2017 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. В. П

СЁДЕРБЛУМ (Söderblom) Натан (Йонатан) (15.1.1866, Трёнё – 12.7.1931, Уппсала), шведский протестантский богослов, церковный деятель, архиепископ Уппсальский (1914–31). Из семьи лютеранского пастора-пиетиста. Окончил Уппсальский университет (1886) со степенью кандидата философии, углублённо изучал языки – греческий, латинский, иврит, арабский. Оставив занятия классической филологией, решил стать священником (в т. ч. под влиянием личности отца), продолжил обучение на теологическом факультете в Уппсале (окончил в 1892 со степенью кандидата теологии). В 1888–92 редактор журнала «Meddelanden» Студенческого миссионерского общества, где опубликовал свои первые статьи. В 1890 отправился в США для участия в студенческой христианской конференции в Нортфилде (штат Массачусетс), которая произвела на него большое впечатление и способствовала возникновению у него идеи свободного объединения церквей. В 1893 рукоположен в священники и в качестве капеллана направлен в больницу для душевнобольных в Уппсале. В 1894–1901 настоятель шведской лютеранской церкви в Париже, где среди его паствы были А. Нобель и А. Стриндберг. Во Франции С. продолжил исследования в области теологии и истории религии. Особенно  интересовался практическим богословием, миссионерством и религией древних иранцев. В 1901 в Сорбонне защитил докторскую диссертацию о маздеизме (см. Зороастризм). В 1901–14 профессор Уппсальского университета и одновременно пастор в университетской церкви Святой Троицы. В 1912–14 также занимал кафедру истории религии в Лейпцигском университете. 20.5.1914 был избран архиепископом Уппсалы и примасом Шведской церкви. Рукоположен в епископы 8.11.1914. Одновременно стал про-канцлером Уппсальского университета. С началом 1-й мировой войны получил известность как активный сторонник христианского движения за жизнь и мир. Один из основателей экуменизма. В 1920 во многом благодаря его инициативе Ламбетская конференция (см. Ламбетские конференции) англиканских епископов признала возможность тесного общения Англиканского сообщества со Шведской лютеранской церковью. В том же году англиканский епископ Питерборо принял участие в хиротонии двух шведских епископов. В 1925 С. организовал проведение в Стокгольме Всемирной христианской конференции за жизнь и мир, в которой приняли участие представители многих протестантских (в т. ч. англиканской) и православных церквей (не были представлены Римско-католическая церковь и организации пятидесятников). На конференции были заложены основы экуменического движения 20 в. и подчёркнута необходимость объединения усилий христианских церквей в борьбе за мир и социальную справедливость. Одновременно С. продолжал научную работу, в 1921 принят в Шведскую академию, в 1925 – в Шведскую королевскую академию наук. В 1931 приглашён читать лекции в Эдинбургском университете, но вскоре по состоянию здоровья вернулся в Уппсалу, где скончался от сердечного приступа.

Автор ок. 670 работ по теологии, истории религии, религиозной психологии и философии.

В 1930 за заслуги в достижении мира через религиозное объединение награждён Нобелевской премией мира.

Соч.: Den lutherska reformationens grundtankar. Stockholm, 1893; Luthers religion. Stockholm, 1893; La vie future d'après le mazdéisme à la lumière des croyances parallèles dans les autres religions: étude d'eschatologie comparée. Paris, 1901; Treenighet. Uppsala, 1903; Uppenbarelsereligion: Några synpunkter i anledning af Babel-Bibeldiskussionen. Uppsala, 1903; Kristendomen och religionerna: En överblick. Stockholm, 1904; Die Religionen der Erde. Tübingen, 1906; Religionsproblemet inom katolicism och protestantism. Stockholm, 1910; Gudstrons uppkomst: Studier. Stockholm, 1914; Ur religionens historia. Stockholm, 1915; Humor och melankoli och andra lutherstudier. Stockholm, 1919; Tre livsformer: Mystik (Sundar Singh), förtröstan, vetenskap. Stockholm, 1922; Kristenhetens möte i Stockholm: Augusti nittonhundratjugufem: historik, aktstycken, grundtankar, personligheter, eftermäle. Stockholm, 1926; Tal och skrifter. Malmö, 1929-30. 6 vol.; Kyrkan och freden. Stockholm, 1930; Uppenbarelsereligion. Stockholm, 1930; Den levande Guden: Grundformer av personlig religion. Stockholm, 1932.

Лит.: Bell G. K. A. The Stockholm Conference, 1925: The Official Report of the Universal Christian Conference on Life and Work. London, 1926; Sandegren P., Söderblom N. Ekumeniska mötet i Stockholm: Om dess uppkomst, idésammanhang och innehåll. Uppsala, 1925; Ågren S. Bibliografi över Nathan Söderbloms tryckta skrifter. Uppsala, 1931; Andræ T. Nathan Söderblom in memoriam. Stockholm, 1931; Aulén G. Nathan Söderblom as a Theologian // Church Quarterly Review. 1932. Vol. 115. P. 15-48; Katz P. Nathan Söderblom: A prophet of Christian unity. London, [1947]; Herklots H. G. G. Nathan Söderblom: Apostle of Christian unity. London, 1948; Hoffmann J. G. H. Nathan Soederblom: Prophète de l'oecuménisme. Genève, 1948; Söderblom A. På livets trottoir: Några minnesanteckningar. Lund, 1948–56. 2 vol.; Ehnmark E. Religionsproblemet hos Nathan Söderblom. Lund, 1949; Karlström N. Ekumeniska preludier: Nathan Söderbloms utveckling till internationell kyrkoledare.Stockholm, 1949; Anna Söderblom: Enminnesbok. Uppsala, 1956; Curtis C. J. An examination and criticism of Nathan Söderblom's concept of revelation. Chicago, 1965; idem. Söderblom: Ecumenical pioneer. Minneapolis, 1967; idem. «Nathan Söderblom: Pope John of Protestant Ecumenism» // American Ecclesiastical Review. 1967. Vol. 156. P. 1-9; Schwede O. Nathan Söderblom: Ein Lebensbild. Berlin, 1967; Sundkler B. Nathan Söderblom: his life and work. Lund, 1968; idem. Nathan Söderblom ochhansmöten. Falköping, 1975; Sharpe E. J. Nathan Söderblom and the study of religion. Chapel Hill, 1990; Nathan Söderblom as a European / Ed. S. Dahlgren. Uppsala, 1993; Nathan Söderblom: Präst – professor – ärkebiskop: sjuföreläsninga r/ utg. C. F. Hallencreutz, Ö. Sjöholm. Uppsala, 2000; Lange D. Nathan Söderblom und seine Zeit. Göttingen, 2011; idem. Nathan Söderblom och hans tid / övers. E. Aurelius och L. Berggren. Skellefteå, 2014; Mogård A. Förtröstans hermeneutik: Nathan Söderbloms Lutheranvändning och traditionsbearbetningens problematik. Skellefteå, 2012; Runestam S. I kärlekens tjänst: Från Nathan och Anna Söderbloms humanitära verksamhet. Uppsala, 2013; Artisan of Christian unity between North and East: Nathan Söderblom: His correspondence with Orthodox personalities (1896-1931) / red. M. Drăgoi. Stockholm, 2014; Jonson J. Jag är bara Nathan Söderblom satt till tjänst: En biografi. Stockholm, 2014; idem. Nathan Söderblom: Сalled to serve / transl. from Swedish N. A. Hjelm. Grand Rapids, (Michigan), 2016; Söderblom O., Söderblom H. I skuggan av Nathan. Stockholm, 2014.

Вернуться к началу