ОБА́МА II БАРАК ХУССЕЙН
-
Рубрика: Всемирная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ОБА́МА, Обама II (Obama) Барак Хуссейн (р. 4.8.1961, Гонолулу), 44-й президент США, первый в истории США афроамериканец, ставший главой государства. Отец О. – кениец, мать – уроженка Канзаса с брит. и ирл. корнями. С 6 лет воспитывался в семье отчима-индонезийца, проживал в Джакарте. В 1971 вернулся на Гавайи, жил с родителями матери. В 1979 окончил привилегиров. частную школу Пунахоу в г. Гонолулу, после чего сначала обучался в Оксидентал-колледже в Лос-Анджелесе, затем в Колумбийском университете. По окончании университета по специальности политология и междунар. отношения с 1983 редактор в отделе финансовой информации издательско-консалтинговой компании «Business International Corporation» в Нью-Йорке. В 1985 переехал в Чикаго, где работал в церковной благотворит. орг-ции и в филиале фонда «Gamaliel Foundation». В 1988–91 изучал юриспруденцию в Гарвардском университете, получил степень доктора, после чего вернулся в Чикаго: работал в адвокатской конторе «Davis, Miner, Barnhill & Galland» (до 2002), одновременно преподавал в школе права Чикагского ун-та и работал в штабе местной орг-ции Демократической партии США. В это время получил известность как либерал, противник создания Сев.-амер. зоны свободной торговли, борец против расовой дискриминации, сторонник системы всеобщего мед. страхования. В 1993–2004 преподавал конституц. право на юридич. ф-те Чикагского ун-та. В 1995 опубликовал имевшую широкий обществ. резонанс кн. «Мечты, унаследованные от отца» («Dreams from my father»). В 1997–2004 сенатор от Демократич. партии в Сенате штата Иллинойс. Занимался разработкой гос. программ поддержки малообеспеченных семей посредством сокращения налогов, развития системы дошкольного образования, выступал за ужесточение контроля над работой следственных органов. В 2002 осудил планы администрации Дж. У. Буша по вторжению в Ирак.
С янв. 2005 по нояб. 2008 сенатор от штата Иллинойс в Сенате Конгресса США, чл. комитетов по иностр. делам, внутр. безопасности и делам правительств. учреждений, здравоохранению, образованию, трудовым отношениям и пенсионному обеспечению, проблемам окружающей среды и обществ. работам, делам ветеранов. В авг. 2005 вместе с сенатором Р. Лугаром посетил Москву и ряд объектов Мин-ва обороны РФ и Росатома, в т. ч. в Саратове и Перми, задействованных в программе совместного уменьшения ядерной угрозы (программа Нанна – Лугара). В 2006 опубликовал кн. «Дерзость надежды: мысли о возрождении американской мечты» («The Audacity of hope: thoughts on reclaiming the American dream», рус. пер. 2008), ставшую бестселлером.
В февр. 2007 – июне 2008 вёл борьбу за выдвижение кандидатом на пост президента США от Демократич. партии (соперничал прежде всего с Х. Клинтон), после чего как единый кандидат от демократов развернул кампанию против претендента на высший гос. пост от Республиканской партии США Дж. Маккейна. При проведении избират. кампании отказался принимать пожертвования от лоббистов, а также использовать бюджетные средства, предоставляемые согласно амер. законодательству. Обнародовал план по выводу осн. сил амер. войск из Ирака в течение 16 мес с момента своего вступления на пост президента США, в то же время занял жёсткую позицию в отношении Ирана. В авг. 2008, в период боевых действий в Юж. Осетии, выступил с резкой критикой в адрес России. Одержал победу на президентских выборах 4.11.2008 (получил 52,9% голосов избирателей и 365 голосов выборщиков против 45,7% голосов избирателей и 173 голосов выборщиков у Маккейна), вступил в должность 20.1.2009. На посту президента добился утверждения своего антикризисного плана, предусматривавшего выделение 787 млрд. долл. для стабилизации экономики США. В марте 2010, несмотря на активное сопротивление республиканцев, провёл закон о реформе здравоохранения, благодаря которому к 2014 получить мед. страховку должны были 95% населения страны. В июле 2010 подписал закон об ужесточении регулирования финансового рынка и усилении защиты потребителей финансовых услуг. Стал проводить более мягкую политику в отношении Кубы, объявил «перезагрузку» отношений с Россией. 6–8.7.2009 состоялся рабочий визит О. в Москву, в ходе которого было принято решение о создании рос.-амер. Президентской комиссии, подписано межправительств. соглашение о транзите амер. вооружения, воен. техники, воен. имущества и персонала через территорию России в Афганистан. В сент. 2009 объявил о пересмотре планов администрации Буша по размещению противоракетных элементов в Европе, предложив новую схему формирования европ. сегмента ПРО. В апр. 2010 подписал рос.-амер. Договор о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегич. наступат. вооружений (ДСНВ). В окт. 2011 было объявлено, что к концу года из Ирака будут выведены все боевые подразделения амер. армии, что позволило О. официально заявить о завершении воен. миссии США в Ираке (в стране тем не менее остаются св. 50 тыс. амер. военнослужащих). О. значительно расширил амер. воен. присутствие в Афганистане, доведя численность военнослужащих США в составе Междунар. сил по содействию безопасности (МССБ) в этой стране до 70 тыс. чел. В то же время в 2010 им был утверждён план поэтапного сокращения до конца 2014 амер. контингента в составе МССБ при параллельной передаче афг. властям ответственности за поддержание порядка и безопасности в стране. В связи с обострением ситуации в Афганистане в октябре 2015 О. объявил о решении сохранить американское военное присутствие там как минимум до 2017, а возможно, и дольше. Весной 2011 О. санкционировал проведение спец. подразделениями США операции по уничтожению У. бен Ладена.
В нояб. 2012 переизбран в должности президента на второй срок, получив 51,1% голосов избирателей и 332 голоса выборщиков против 47,2% голосов избирателей и 206 голосов выборщиков у кандидата от Республиканской партии М. Ромни.
В ходе 2-го президентского срока администрация О. продолжила активно поддерживать развернувшиеся с нач. 2011 в араб. странах оппозиционные движения, направленные на свержение существующих режимов, в особенности в Ливии против М. Каддафи и в Сирии против Б. Асада. Летом 2014 санкционировал (по просьбе иракских властей) ввод американских войск в Ирак для борьбы с террористической группировкой ИГИЛ.
Продолжил начатый в 1-й президентский срок курс на нормализацию отношений с Кубой: 12.4.2015 провёл исторические переговоры (первые более чем за 50 лет) с кубинским лидером Р. Кастро Рус на саммите Америк в Панаме, инициировал процесс исключения Кубы из списка государств – спонсоров терроризма. В июле 2015 между США и Кубой были восстановлены дипломатические отношения, в кон. 2015 – нач. 2016 между 2 странами были восстановлены почтовое сообщение и регулярные авиарейсы. В марте 2016 О. с официальным визитом посетил Кубу (1-й визит на Кубу действующего президента США с 1928).
В ноябре 2013 2-й раз посетил Россию, в ходе саммита организации G-20 (см. «Группа двадцати») в Санкт-Петербурге. С 2014 расхождения в оценках ситуации на Украине негативно сказались на двустороннем диалоге США и России. Администрация О. ввела визовые, финансовые и имущественные санкции против ряда рос. официальных лиц и предпринимателей, а также компаний и банков (продлевались в 2015 и 2016).
Нобелевская пр. мира (2009).