ПИЙО́ ЖАН ЖАК
-
Рубрика: Всемирная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПИЙО́ (Pillot) Жан Жак (9 или 10.8.1808, Во-Лавалет, деп-т Шаранта – 13.6.1877, Мелён, деп-т Сена и Марна), франц. обществ. деятель, мыслитель и публицист. После окончания семинарии (1828) готовился к духовному званию, был близок к религ. реформатору аббату Ф. Ф. Шателю. В 1834 пытался основать собственную, т. н. унитарную, церковь в Ле-Пеке (деп-т Ивелин), за что в 1836 осуждён на 6 мес тюрьмы. После этого порвал с католицизмом, получил профессию врача. В 1839 издавал ж. «La Tribune du Peuple». В том же году осуждён за участие в заговоре «Об-ва времён года» против Июльской монархии. В 1840 один из организаторов и пред. коммунистич. банкета в Бельвиле. В 1841 осуждён на 6 мес тюрьмы по делу Ф. Кенисе, покушавшегося на члена королевской семьи герцога д’Омаля. Во время Революции 1848 во Франции пред. одного из революц. клубов. После гос. переворота 1851 (см. в ст. Наполеон III) выслан из Франции, проживал в Бразилии, после Французской революции 1870 вернулся на родину. Принимал активное участие в революц. движении: входил в состав Центр. республиканского к-та 20 округов Парижа, участвовал в восстании 31.10.1870. В апр. 1871 избран чл. Парижской коммуны 1871, работал в мэрии 1-го округа. Один из инициаторов разрушения Вандомской колонны, выступал за ужесточение мер борьбы с внутр. врагами, поддержал создание К-та обществ. безопасности. В мае 1872 приговорён к бессрочной каторге. Умер в заключении.
П. – яркий представитель «необабувизма» в коммунистич. движении 1830–1840-х гг. Опираясь на идеи Г. Бабёфа, видел цель развития человечества в установлении строя, основанного на равенстве и принципе общности. Движущей силой в борьбе за его создание считал народ, который отождествлял с беднотой, осн. противниками – привилегированные слои («касты» и «котерии»), монархич. власть, религ. предрассудки. Один из гл. путей достижения равенства видел в распространении просвещения. Ратовал за всемерное развитие науки как средства освобождения от религ. догм; считал, что успехи человеческого разума неотвратимо приведут к созданию справедливого обществ. строя. Рассматривал Французскую революцию 18 в. как необходимое и неизбежное явление. Высшим пунктом в её развитии считал период якобинской диктатуры. Полагал, что революц. преобразования, прерванные Термидорианским переворотом, должны быть продолжены уже в 19 в. и привести к образованию общества равных. Принципы его устройства П. планировал описать в форме утопии в многотомном труде, который остался, однако, незавершённым [вышла в свет лишь предваряющая его брошюра «Histoire des égaux» (1840)].