Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПИЙО́ ЖАН ЖАК

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 26. Москва, 2014, стр. 188

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ПИЙО́ (Pillot) Жан Жак (9 или 10.8.1808, Во-Ла­ва­лет, деп-т Ша­ран­та – 13.6.1877, Ме­лён, деп-т Се­на и Мар­на), франц. об­ществ. дея­тель, мыс­ли­тель и пуб­ли­цист. По­сле окон­ча­ния се­ми­на­рии (1828) го­то­вил­ся к ду­хов­но­му зва­нию, был бли­зок к ре­лиг. ре­фор­ма­то­ру аб­ба­ту Ф. Ф. Ша­те­лю. В 1834 пы­тал­ся ос­но­вать соб­ст­вен­ную, т. н. уни­тар­ную, цер­ковь в Ле-Пе­ке (деп-т Иве­лин), за что в 1836 осу­ж­дён на 6 мес тюрь­мы. По­сле это­го по­рвал с ка­то­ли­циз­мом, по­лу­чил про­фес­сию вра­ча. В 1839 из­да­вал ж. «La Tribune du Peuple». В том же го­ду осу­ж­дён за уча­стие в за­го­во­ре «Об-ва вре­мён го­да» про­тив Июль­ской мо­нар­хии. В 1840 один из ор­га­ни­за­то­ров и пред. ком­му­ни­стич. бан­ке­та в Бель­ви­ле. В 1841 осу­ж­дён на 6 мес тюрь­мы по де­лу Ф. Ке­ни­се, по­ку­шав­ше­го­ся на чле­на ко­ро­лев­ской се­мьи гер­цо­га д’Омаля. Во вре­мя Ре­во­лю­ции 1848 во Фран­ции пред. од­но­го из ре­во­люц. клу­бов. По­сле гос. пе­ре­во­ро­та 1851 (см. в ст. На­по­ле­он III) вы­слан из Фран­ции, про­жи­вал в Бра­зи­лии, по­сле Фран­цуз­ской ре­во­лю­ции 1870 вер­нул­ся на ро­ди­ну. При­ни­мал ак­тив­ное уча­стие в ре­во­люц. дви­же­нии: вхо­дил в со­став Центр. рес­пуб­ли­кан­ско­го к-та 20 ок­ру­гов Па­ри­жа, уча­ст­во­вал в вос­ста­нии 31.10.1870. В апр. 1871 из­бран чл. Па­риж­ской ком­му­ны 1871, ра­бо­тал в мэ­рии 1-го ок­ру­га. Один из ини­циа­то­ров раз­ру­ше­ния Ван­дом­ской ко­лон­ны, вы­сту­пал за уже­сто­че­ние мер борь­бы с внутр. вра­га­ми, под­дер­жал соз­да­ние К-та об­ществ. безо­пас­но­сти. В мае 1872 при­го­во­рён к бес­сроч­ной ка­тор­ге. Умер в за­клю­че­нии.

П. – яр­кий пред­ста­ви­тель «не­оба­бу­виз­ма» в ком­му­ни­стич. дви­же­нии 1830–1840-х гг. Опи­ра­ясь на идеи Г. Ба­бё­фа, ви­дел цель раз­ви­тия че­ло­ве­че­ст­ва в ус­та­нов­ле­нии строя, ос­но­ван­но­го на ра­вен­ст­ве и прин­ци­пе общ­но­сти. Дви­жу­щей си­лой в борь­бе за его соз­да­ние счи­тал на­род, ко­то­рый ото­жде­ст­в­лял с бед­но­той, осн. про­тив­ни­ка­ми – при­ви­ле­ги­ро­ван­ные слои («кас­ты» и «ко­те­рии»), мо­нар­хич. власть, ре­лиг. пред­рас­суд­ки. Один из гл. пу­тей дос­ти­же­ния ра­вен­ст­ва ви­дел в рас­про­стра­не­нии про­све­ще­ния. Ра­то­вал за все­мер­ное раз­ви­тие нау­ки как сред­ст­ва ос­во­бо­ж­де­ния от ре­лиг. догм; счи­тал, что ус­пе­хи че­ло­ве­че­ско­го ра­зу­ма не­от­вра­ти­мо при­ве­дут к соз­да­нию спра­вед­ли­во­го об­ществ. строя. Рас­смат­ри­вал Фран­цуз­скую ре­во­лю­цию 18 в. как не­об­хо­ди­мое и не­из­беж­ное яв­ле­ние. Выс­шим пунк­том в её раз­ви­тии счи­тал пе­ри­од яко­бин­ской дик­та­ту­ры. По­ла­гал, что ре­во­люц. пре­об­ра­зо­ва­ния, пре­рван­ные Тер­ми­до­ри­ан­ским пе­ре­во­ро­том, долж­ны быть про­дол­же­ны уже в 19 в. и при­вес­ти к об­ра­зо­ва­нию об­ще­ст­ва рав­ных. Прин­ци­пы его уст­рой­ст­ва П. пла­ни­ро­вал опи­сать в фор­ме уто­пии в мно­го­том­ном тру­де, ко­то­рый ос­тал­ся, од­на­ко, не­за­вер­шён­ным [вы­шла в свет лишь пред­ва­ряю­щая его бро­шю­ра «Histoire des égaux» (1840)].

Соч.: Ni châteaux, ni chaumières… P., 1840; La communauté n’est plus une utopie. P., 1841; Из­бран­ные со­чи­не­ния. М., 1961.

Лит.: Вол­гин В. П. Фран­цуз­ский уто­пи­че­ский ком­му­низм. М., 1960; Höppner J., Walt­raud S.-H. Von Babeuf bis Blanqui: Fran­zösi­scher Sozialismus und Kommunismus vor Marx. Lpz., 1975. Bd 1–2; Ио­ан­ни­сян А. Р. Ре­во­лю­ци­он­но-ком­му­ни­сти­че­ское дви­же­ние во Фран­ции в 1840–1841 гг. М., 1983; Maillard A. La communauté des Égaux. Le communisme néo-babouviste dans la France des années 1840. P., 1999.

Вернуться к началу