О́ЛАХ МИКЛОШ
-
Рубрика: Всемирная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
О́ЛАХ (венг. Oláh, лат. Olahus) Миклош (10.1.1493, Надьсебен, ныне Сибиу, Румыния – 15.1.1568, Пожонь, ныне Братислава), политич. и церковный деятель Венг. королевства, гуманист, писатель, историограф, теолог. Род О. происходил из Валахии. По традиции, восходящей к самому О., считается, что его предки состояли в родстве с Басарабами. В 1505–12 учился в школе при капитуле в г. Надьварад (ныне Орадя). В 1512 назначен пажом короля Уласло II (см. Владислав II), в 1516 – секретарём епископа Печа Д. Сатмари. В эти годы познакомился с трудами гуманистов, стал почитателем Эразма Роттердамского (впоследствии состоял с ним в переписке). В 1518 рукоположен в священники, служил каноником в Пече, в 1522 – архидиаконом в Комароме. С марта 1526 личный секретарь и придворный священник короля Лайоша II, затем его вдовы Марии Габсбург. После поражения Венгрии в Мохачской битве 1526 вместе с королевским двором уехал в Вену. В 1531 после назначения Марии штатгальтером Нидерландов последовал за ней в Брюссель. Сблизился с членами Коллегиума Трилингве (г. Лёвен), нидерл. гуманистами Р. Ресциусом, К. Гоклениусом, позднее с П. Нанниусом. В 1536–37 написал на латыни трактаты «Hungária» (впервые издан в 1735 М. Белом в Пожони) и «Athila» (впервые издан в 1568 Я. Жамбоки в Базеле, в составе историч. труда А. Бонфини «Rerum Ungaricarum decades»). О. предполагал, что «Hungária», содержащая географич. и экономич. описание регионов Венг. королевства с историч. экскурсами, станет вступлением к трактату «Athila», в котором на основе легенд и преданий изложена история гуннов. Представленные как предки венгров, гунны должны были, по мнению О., служить моральным примером для его соотечественников, символом надежды на лучшее будущее для страны, недавно потерпевшей воен. поражение и находившейся в состоянии упадка. «Athila» был переведён на польск. (издан в Кракове в 1574) и белорус. (рукопись, ок. 1580) языки, отд. части вошли в сочинение М. Стрыйковского «Kronika Polska, Litewska, Żmodźka, i wszystkiej Rusi Kijowskiey...» (1582). В 1542 вернулся в Венгрию, в 1543 стал епископом Загреба и венг. канцлером при короле Фердинанде I Габсбурге, в авг. 1548 – епископом Эгера, направлял 2/3 доходов диоцеза ввиду возросшей османской угрозы на укрепление и расширение гор. крепости. В нояб. 1548 утверждён Фердинандом I в статусе венг. дворянина, в марте 1553 назначен архиепископом Эстергома, являвшимся примасом католич. Церкви Венгрии, взял на себя одновременно управление Калочской епархией. С 1549 занимал должность гл. ишпана (см. Ишпаны) комитата Хевеш, с 1553 – комитата Эстергом, с 1560 – комитата Хонт. В 1561 пригласил в Венгрию иезуитов и предоставил им коллегиум в Трнаве. В 1559–62 провёл ряд инспекций в своей епархии, изгнал из 300 населённых пунктов протестантских проповедников, сжигал протестантские книги, заставлял католич. священников брить бороды для отличия от протестантов. В 1562 назначен королевским наместником в Венгрии. В 1560–66 провёл 5 конференций духовенства, требуя запретить выход священников из католичества. Поддержал решения Тридентского собора, в 1567 добился издания королевского указа против шопронских кальвинистов и анабаптистов. Финансировал обучение молодых венгров за границей, в т. ч. М. Иштванффи (с 1562 секретарь О.).