О́ЛАФ ХА́РАЛЬДССОН
-
Рубрика: Всемирная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
О́ЛАФ ХА́РАЛЬДССОН, Олав II Харальдссон, Олав Святой (др.-исл. Óláfr Haraldsson, норв. Olav Haraldsson, лат. Olauus, filius Haraldi) (ок. 995 – 29.7.1030), король Норвегии с 1014 (или 1015). Согласно сагам, сын мелкого норв. конунга Харальда Гренландца. Традиционно считался праправнуком Харальда Прекрасноволосого по мужской линии (совр. историками эти сведения рассматриваются как миф, созданный норв. историками в средние века с целью представить норв. королевство в качестве наследств. владения). Согласно недостоверному рассказу саг, в 998 крещён Олафом Трюггвасоном. Основываясь на сообщении нормандского хрониста Гийома Жюмьежского (нач. 1070-х гг.), можно считать, что О. Х. крещён в 1013 (или 1014) в Руане. С 12 лет возглавлял походы викингов, участвовал в сражениях в Дании, Швеции, вост. Прибалтике, Англии, Испании, Франции. В 1014 (или 1015) вернулся в Норвегию и изгнал из неё одного из двух соправителей – ярла Хокона Эйрикссона, а в 1015 (или 1016), после победы в битве у Несьяра, и второго – ярла Свейна Хоконссона. Стал королём Норвегии, аннулировав тем самым раздел страны между Швецией и Данией, осуществлённый после гибели Олафа Трюггвасона. Добился прекращения выплат податей норв. ярлами швед. и дат. королям, что привело к пограничным конфликтам между Швецией и Норвегией. В 1024 у О. Х. родился сын Магнус (в 1035–47 король Норвегии Магнус I Добрый). Более решительная и последовательная, чем у его предшественников, борьба с язычеством, сокращение традиц. «свобод» с целью усиления королевской власти, расширение и трансформация системы вейцл (от сакрального пира к кормлениям и сбору податей в пользу короля и его дружины) привели к разрыву между О. Х. и большой частью старой знати, а также присоединившимися к ней бондами. Противники короля внутри страны встали на сторону Кнуда Великого, в результате чего О. Х. был вынужден бежать в Швецию. Оттуда он отправился, согласно данным скальдич. поэзии, на Русь, где находился с осени 1029 по весну 1030 (в др.-рус. источниках этот факт не упоминается). Вскоре, продолжая борьбу за королевский престол, О. Х. вернулся в Норвегию, где погиб в битве при Стиклестаде против войска лендрманнов (см. Лендрман) и бондов.
Протест против дат. засилья после 1030 способствовал посмертному почитанию О. Х. 3.8.1031 еп. Гримхьелль перенёс его останки в ц. Св. Клемента (основана самим О. Х. в Нидаросе) и объявил Олафа святым. Он стал почитаться как покровитель и вечный правитель Норвегии. Магнус I Добрый придал культу статус государственного, объявив 29 июля днём св. Олафа (Olsok) (поныне отмечается как день его поминовения в Римско-католич. церкви; как нац. день на Фарерских о-вах). По свидетельству Адама Бременского, ко 2-й пол. 11 в. культ св. Олафа распространился по всей Скандинавии. Со 2-й пол. 12 в. он активно использовался норв. Церковью в целях поднятия авторитета королевской власти. До 16 в. место упокоения мощей св. Олафа в Нидаросе – центр паломничества. В 1537 рака с мощами вывезена из Норвегии еп. Олафом Энгельбректссоном, в 1560-е гг. останки О. Х. захоронены дат. властями в неизвестной могиле на территории собора Тронхейма. С 1990-х гг. к ним возрождено активное паломничество.