Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

О́ЛАФ ХА́РАЛЬДССОН

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 24. Москва, 2014, стр. 73

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Т. Н. Джаксон

О́ЛАФ ХА́РАЛЬДССОН, Олав II Ха­ральдс­сон, Олав Свя­той (др.-исл. Óláfr Ha­ralds­son, норв. Olav Haraldsson, лат. Ola­uus, filius Haraldi) (ок. 995 – 29.7.1030), ко­роль Нор­ве­гии с 1014 (или 1015). Со­глас­но са­гам, сын мел­ко­го норв. ко­нун­га Ха­раль­да Грен­ланд­ца. Тра­ди­ци­он­но счи­тал­ся пра­пра­вну­ком Ха­раль­да Пре­крас­но­во­ло­со­го по муж­ской ли­нии (совр. ис­то­ри­ка­ми эти све­де­ния рас­смат­ри­ва­ют­ся как миф, соз­дан­ный норв. ис­то­ри­ка­ми в сред­ние ве­ка с це­лью пред­ста­вить норв. коро­левст­во в ка­че­ст­ве на­следств. вла­де­ния). Со­глас­но не­до­сто­вер­но­му рас­ска­зу саг, в 998 кре­щён Ола­фом Трюг­г­ва­со­ном. Ос­но­вы­ва­ясь на со­об­ще­нии нор­манд­ско­го хро­ни­ста Гий­о­ма Жюмь­еж­ско­го (нач. 1070-х гг.), мож­но счи­тать, что О. Х. кре­щён в 1013 (или 1014) в Руа­не. С 12 лет воз­глав­лял по­хо­ды ви­кин­гов, уча­ст­во­вал в сра­же­ни­ях в Да­нии, Шве­ции, вост. Прибал­ти­ке, Анг­лии, Ис­па­нии, Фран­ции. В 1014 (или 1015) вер­нул­ся в Нор­ве­гию и из­гнал из неё од­но­го из двух со­пра­ви­те­лей – яр­ла Хо­ко­на Эй­рикс­со­на, а в 1015 (или 1016), пос­ле по­бе­ды в бит­ве у Несь­я­ра, и вто­ро­го – яр­ла Свей­на Хо­конс­со­на. Стал ко­ро­лём Нор­ве­гии, ан­ну­ли­ро­вав тем са­мым раз­дел стра­ны ме­ж­ду Шве­ци­ей и Да­ни­ей, осу­ще­ст­в­лён­ный по­сле ги­бе­ли Ола­фа Трюг­гва­со­на. До­бил­ся пре­кра­ще­ния вы­плат по­да­тей норв. яр­ла­ми швед. и дат. ко­ро­лям, что при­ве­ло к по­гра­нич­ным кон­флик­там ме­ж­ду Шве­ци­ей и Нор­ве­ги­ей. В 1024 у О. Х. ро­дил­ся сын Маг­нус (в 1035–47 ко­роль Нор­ве­гии Маг­нус I До­б­рый). Бо­лее ре­ши­тель­ная и по­сле­до­ва­тель­ная, чем у его пред­ше­ст­вен­ни­ков, борь­ба с язы­че­ст­вом, со­кра­ще­ние тра­диц. «сво­бод» с це­лью уси­ле­ния ко­ро­лев­ской вла­сти, рас­ши­ре­ние и транс­фор­ма­ция сис­те­мы вейцл (от са­краль­но­го пи­ра к корм­ле­ни­ям и сбо­ру по­да­тей в поль­зу ко­ро­ля и его дру­жи­ны) при­ве­ли к раз­ры­ву ме­ж­ду О. Х. и боль­шой ча­стью ста­рой зна­ти, а так­же при­сое­ди­нив­ши­ми­ся к ней бон­да­ми. Про­тив­ни­ки ко­ро­ля внут­ри стра­ны вста­ли на сто­ро­ну Кну­да Ве­ли­ко­го, в ре­зуль­та­те чего О. Х. был вы­нуж­ден бе­жать в Шве­цию. От­ту­да он от­пра­вил­ся, со­глас­но дан­ным скаль­дич. по­эзии, на Русь, где на­хо­дил­ся с осе­ни 1029 по вес­ну 1030 (в др.-рус. ис­точ­ни­ках этот факт не упо­ми­нает­ся). Вско­ре, про­дол­жая борь­бу за ко­ро­лев­ский пре­стол, О. Х. вер­нул­ся в Нор­ве­гию, где по­гиб в бит­ве при Стик­ле­ста­де про­тив вой­ска лендр­ман­нов (см. Лендр­ман) и бон­дов.

Про­тест про­тив дат. за­си­лья по­сле 1030 спо­соб­ст­во­вал по­смерт­но­му по­чи­та­нию О. Х. 3.8.1031 еп. Грим­хь­елль пе­ре­нёс его ос­тан­ки в ц. Св. Кле­мен­та (ос­но­ва­на са­мим О. Х. в Ни­да­ро­се) и объ­я­вил Ола­фа свя­тым. Он стал по­чи­тать­ся как по­кро­ви­тель и веч­ный пра­ви­тель Нор­ве­гии. Маг­нус I До­б­рый при­дал куль­ту ста­тус го­су­дар­ст­вен­но­го, объ­я­вив 29 ию­ля днём св. Ола­фа (Olsok) (по­ны­не от­ме­ча­ет­ся как день его по­ми­но­ве­ния в Рим­ско-ка­то­лич. церк­ви; как нац. день на Фа­рер­ских о-вах). По сви­де­тель­ст­ву Ада­ма Бре­мен­ско­го, ко 2-й пол. 11 в. культ св. Ола­фа рас­про­стра­нил­ся по всей Скан­ди­на­вии. Со 2-й пол. 12 в. он ак­тив­но ис­поль­зо­вал­ся норв. Цер­ко­вью в це­лях под­ня­тия ав­то­ри­те­та ко­ро­лев­ской вла­сти. До 16 в. место упо­кое­ния мо­щей св. Ола­фа в Ни­да­ро­се – центр па­лом­ни­че­ст­ва. В 1537 ра­ка с мо­ща­ми вы­ве­зе­на из Нор­ве­гии еп. Ола­фом Эн­гель­брек­тс­со­ном, в 1560-е гг. ос­тан­ки О. Х. за­хо­ро­не­ны дат. вла­стя­ми в не­из­ве­ст­ной мо­ги­ле на тер­ри­то­рии со­бо­ра Трон­хей­ма. С 1990-х гг. к ним воз­рож­де­но ак­тив­ное па­лом­ни­че­ст­во.

Ис­точн.: Magistri Adam Bremensis Cesta Ham­maburgensis ecclesiae pontificum / Hrsg. B. Schmeidler. Hannoverae; Lipsiae, 1917; Снор­ри Стур­лу­сон. Круг Зем­ной. М., 2002.

Лит.: Krag C. Norge som odel i Harald Hår­fag­res ætt. Et møte med en gjenganger // Hi­sto­risk tidsskrift. Oslo, 1989. Bd 68; Helgonet i Nidaros: Olavskult och kristnande i Norden / Red. L. Rumar. Stockh., 1997; Джак­сон ТН. Ис­ланд­ские ко­ро­лев­ские са­ги о Вос­точ­ной Ев­ро­пе. Тек­сты, пе­ре­вод, ком­мен­та­рий. М., 2012.

Вернуться к началу