О́ЛАФ ТРЮ́ГГВАСОН
-
Рубрика: Всемирная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
О́ЛАФ ТРЮ́ГГВАСОН, Олав I Трюггвасон (др.-исл. Óláfr Tryggvason, норв. Olav Tryggvason, лат. Olauus, Turgonis filius) (ок. 969 – 999/1000), король Норвегии с 995. Согласно сагам, сын мелкого норв. конунга Трюггви. Традиционно считался правнуком Харальда Прекрасноволосого по мужской линии (ныне эти сведения рассматриваются как миф, созданный ср.-век. норв. историками с целью представить норв. королевство в качестве наследств. владения). Родился после гибели отца, с малолетним О. Т. мать бежала на Русь к своему брату Сигурду. По пути О. Т. был перехвачен пиратами-эстами, в 971 продан в рабство. Через 6 лет выкуплен Сигурдом, собиравшим дань в землях эстов для «конунга Вальдамара» (см. Владимир Святославич), в 977/978 привезён на Русь. Воспитывался при княжеском дворе в Новгороде, служил в дружине Владимира Святославича. В 986/987 вернулся в Скандинавию, участвовал в походах викингов (в т. ч. в Англию). После смерти ярла Хокона Сигурдарссона провозглашён королём Норвегии на всенародном тинге в Тронхейме (995). Последовательно проводил политику христианизации Норвегии, направленную гл. обр. на искоренение самостоятельности местных князей. Согласно некоторым сагам, принял «неполное крещение» (prima signatio) в Греции. В большинстве источников говорится о его крещении на о-вах Сюллинги (близ побережья Англии; совр. назв. – о-ва Силли) во время походов викингов. О. Т. – первый норв. король, чеканивший свою монету. Под его непосредственным давлением ок. 1000 на альтинге в Исландии было принято христианство. Погиб в битве у о. Свёльд, где он сражался против объединённого войска швед. короля Олафа Шётконунга, дат. короля Свена I Вилобородого и норв. ярла Эйрика Хоконссона. В целом попытки О. Т. объединить Норвегию окончились неудачей, незавершённой осталась и начатая им христианизация (продолжена Олафом Харальдссоном).
Хотя об О. Т. часто упоминается в произведениях ср.-век. лит-ры, данные историч. источников о нём ограниченны. О его воен. походах, приверженности христианству, пребывании на Руси (не отражённому в др.-рус. памятниках) говорится лишь в современных ему «Англо-Саксонской хронике» и др.-сканд. скальдич. поэзии (в т. ч. в висе Халльфреда Трудного Скальда, сочинённой в 996). Сведения о его повторном пребывании на Руси и участии в обращении Владимира Святославича в христианство считаются недостоверными и восходят к стереотипному образу О. Т. – миссионера.