ДАВИ́Д IV СТРОИ́ТЕЛЬ
-
Рубрика: Всемирная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ДАВИ́Д IV СТРОИ́ТЕЛЬ (ок. 1073, Кутаиси – 24.1.1125, Тбилиси), груз. царь (1089–1125) из династии Багратионов, Святой Груз. православной церкви. Вёл активную борьбу с мусульм. правителями Закавказья: с 1097 прекратил выплату дани сельджукам; в Дидгорском сражении (1121) груз. войска, действуя по плану, намеченному Д. IV С., одержали победу над войсками мусульм. коалиции. В 1104 Д. IV С. присоединил земли Квемо (Нижней) Картли – Кахети и Эрети, в 1122 он завоевал Тбилиси и перевёл туда столицу из Кутаиси, а в 1123–1124 отвоевал у Шеддадидов Ширван, Ванандскую и Араратскую области Армении. Тем самым Д. IV С. отобрал у сельджуков их важные опорные пункты в Закавказье.
В ходе своего правления Д. IV С. подчинил многочисл. местных властителей и объединил груз. княжества в единое централизов. государство. Для упрочения царской власти провёл ряд реформ гос. аппарата, Церкви, армии, судебную реформу и организовал единую систему гос. управления, а также учредил должность вазира, которому подчинялись осн. ведомства (внутр. дел, финансов, военное). Принял ряд важных решений по вопросам церковной жизни (упразднение передачи церковных должностей по наследству, подчинение Церкви центр. власти), утверждённых Руис-Урбнисским церковным собором (1104). Судебная реформа Д. IV С. привела к отделению суда от гос. управления и созданию спец. учреждения для рассмотрения жалоб – «Сааджо кари» («Просительный двор»). В дополнение к своей личной гвардии («мона-спа»), гарнизонным и пехотным войскам он создал постоянное войско из 40 тыс. кипчаков, переселённых им в 1118–20 с Сев. Кавказа. Это позволило ослабить воен.-политич. зависимость царского двора от местных князей. С правления Д. IV С. начался заметный культурный подъём в Грузии. Он основал Гелатский монастырь (1106), превратившийся в учебно-науч. центр (Гелатская академия), где трудились видные представители груз. науки (Иоанэ Петрици, Теофиле Хуцесмоназони, Иоанэ Каричисдзе и др.). С эпохой Д. IV С. связано зарождение груз. светской лит-ры и новогрузинского лит. языка. Он внёс вклад в развитие груз. гимнографии. Д. IV С. принадлежит оригинальное филос.-этич. соч. «Псалмопения покаяния», где индивидуальные переживания автора подняты до уровня общечеловеческих проблем.