Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЛИТУРГИ́Я

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 17. Москва, 2010, стр. 663-664

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. В. Стрелков

ЛИТУРГИ́Я (греч. λειτουργία – об­щест­вен­ная обя­зан­ность, де­ло, слу­же­ние), в др.-греч. по­ли­сах об­ще­ст­вен­ная по­вин­ность, свя­зан­ная с рас­хо­до­ва­ни­ем зна­чит. лич­ных средств. Воз­ла­га­лась го­су­дар­ст­вом на наи­бо­лее со­стоя­тель­ных гра­ж­дан. Осо­бен­но ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние сис­те­ма Л. по­лу­чи­ла в Афи­нах в 5–4 вв. до н. э. Л. мог­ли быть ор­ди­нар­ны­ми (обыч­ны­ми) и экс­т­ра­ор­ди­нар­ны­ми (чрез­вы­чай­ны­ми). Наи­бо­лее из­вест­ной из ор­ди­нар­ных Л. бы­ла хо­ре­гия, пред­на­зна­чав­шая­ся для ор­га­ни­за­ции хо­ров на афин­ских гос. празд­ни­ках. Пер­вый вид хо­ре­гии (ли­ри­че­ский или ди­фи­рам­би­че­ский) пред­по­ла­гал под­го­тов­ку для со­стя­за­ний хо­ров муж­чин и маль­чи­ков, ко­торые пред­став­ля­ли ка­ж­дую из 10 фил Ат­ти­ки на Ве­ли­ких Дио­ни­си­ях, Па­на­фи­не­ях и не­кото­рых др. празд­не­ст­вах. Вто­рой вид хо­ре­гии (дра­ма­ти­че­ский) был свя­зан с ор­га­ни­за­ци­ей те­ат­раль­ных пред­став­ле­ний (тра­ге­дий и ко­ме­дий) во вре­мя Ве­ли­ких Дио­ни­сий, Сель­ских Дио­ни­сий, Ле­не­ев. К ор­ди­нар­ным Л. от­но­си­лись так­же гим­на­си­ар­хия (ор­га­ни­за­ция со­стя­за­ний в ри­ту­аль­ном бе­ге с фа­ке­лами на Па­нафи­не­ях, Ге­фе­сти­ях, Про­ме­ти­ях и не­ко­то­рых др. празд­не­ст­вах), ар­хи­те­о­рия (обя­зан­но­сти по со­дер­жа­нию уча­ст­ни­ков свя­щен­но­го по­соль­ст­ва Афин на па­нэл­лин­ских празд­не­ст­вах) и ряд др.; к экс­т­ра­ор­ди­нар­ным Л. – трие­рар­хия [на­зна­че­ние ко­ман­ди­ром во­ен. ко­раб­ля (трие­ры) с обя­зан­но­стью под­дер­жи­вать ко­рабль в со­стоя­нии бое­вой го­тов­но­сти] и про­эй­фо­ра (в 4 в. до н. э. 300 са­мых со­стоя­тель­ных гра­ж­дан бы­ли обя­за­ны вно­сить всю сум­му на во­ен. ну­ж­ды с по­сле­дую­щим са­мо­сто­ят. сбо­ром средств). Вы­пол­не­ние Л., с од­ной сто­ро­ны, рас­смат­ри­ва­лось как осу­ще­ст­в­ле­ние пат­рио­тич. дол­га бо­га­ты­ми со­гра­ж­да­на­ми, с дру­гой – зна­чи­тель­но со­кра­ща­ло рас­хо­ды гос. каз­ны. На ру­бе­же 5–4 вв. до н. э. иму­ществ. ценз для ис­пол­не­ния Л. со­став­лял ок. 3 та­лан­тов. К вы­пол­не­нию ря­да Л. при­вле­ка­лись за­жи­точ­ные ме­те­ки (не­гра­ж­да­не). Сис­те­ма Л. в ря­де ре­гио­нов про­дол­жа­ла су­ще­ст­во­вать в эл­ли­ни­стич., рим. и ви­зант. вре­мя.

Лит.: Ла­ты­шев В. В. Очерк гре­че­ских древ­но­стей. 3-е изд. СПб., 1897. Ч. 1: Го­су­дар­ст­вен­ные и во­ен­ные древ­но­сти; Gabrielsen V. Remuneration of state officials in fourth century B. C. Athens. Odense, 1981.

Вернуться к началу