КАТО́Н СТА́РШИЙ
-
Рубрика: Всемирная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КАТО́Н СТА́РШИЙ (Цензорий или Цензор) Марк Порций (Marcus Porcius Cato Major) (234–149 до н. э.), гос. деятель, полководец, писатель и оратор в Древнем Риме. Происходил из всаднической семьи лат. г. Тускул, принадлежал к «новым людям» (так римляне называли тех, кто достиг известности благодаря собств. заслугам, а не из-за знатности предков). В период 2-й Пунической войны 17-летним юношей начал воен. службу, сражался в битве при Каннах (216), в качестве воен. трибуна – под Капуей и на Сицилии; в 209 – за Тарент, в 207 доблестно проявил себя при Метавре, принимал участие в начале афр. похода. В конце войны начал гражд. карьеру: в 204 квестор, в 199 плебейский эдил, в 198 претор, наместник на Сардинии, в 195 консул, в 194 получил триумф за покорение исп. племён, в 184 избран цензором.
К. С. был многосторонне одарённым человеком, обладал неуёмной энергией и целеустремлённостью, на войне отличался храбростью и дисциплинированностью. Будучи консулом, подавил восстание иберов, организовал в Испании добычу золота и серебра, обогатив рим. казну. В качестве посла к афинянам и ахейским городам убедил многих из них отказаться от поддержки селевкидского царя Антиоха III. В период наместничества на Сардинии сумел удержать местных жителей от неповиновения, вызывал их уважение, т. к. боролся с ростовщиками, сократил собств. проконсульскую обслугу, был неприхотлив и скромен в быту. Занимая должность цензора, К. С. как поборник староримских традиций исключил из сената нерадивых сельских хозяев, запустивших свои поместья, расточителей и развратников, а при ревизии всадников отнял коней у растолстевших всадников; ввёл налог на роскошь; распорядился снести незаконные личные постройки на обществ. земле; перекрыл желоба, по которым отводилась вода из гос. водопровода на частные участки и усадьбы. На собранные штрафные деньги осуществил ремонт обществ. строений и возвёл первую рим. базилику. К. С. был безжалостным к своим противникам из аристократии: постоянно судился (более 44 раз) и выиграл все тяжбы. Побывав в Карфагене и увидев, как быстро возрождается враждебный Риму город, К. С. стал упорно добиваться разрушения Карфагена [каждую речь в сенате заканчивал вошедшей в поговорку фразой: «И всё же, я полагаю, Карфаген должен быть разрушен» («Cetenim censeo Carthaginern esse delendam»)] и дожил до успешного начала 3-й Пунической войны.
К. С. выступал за интенсификацию рим. экономики, товарного произ-ва и ростовщических операций, поэтому во внешней политике ратовал за расширение завоеваний и превращение покорённых стран в рим. провинции. К. С. боролся за укрепление полисных устоев, служивших социальной гарантией граждан. Он яростно выступал против Сципиона Старшего, сторонника эллинистич. культуры, осуждал проникновение чужеземных нравов, особенно греч. обычаев, языка и литературы, был первым рим. писателем, создававшим свои произведения на лат. языке.
К. С. всю жизнь учился, в т. ч. и у «ненавистных» греков (языку, литературе) и карфагенян (рациональному ведению рабовладельч. сельского хозяйства). Образованность К. С. нашла отражение в его лит. наследии.
Из многочисл. произведений К. С. целиком дошёл трактат «О земледелии» («De agricultura»), построенный по образцу греч. учебников и делящийся на три части, посвящённые устройству имения, сезонным работам и домоводству. В немногих фрагментах дошло гл. произведение К. С. – первая история на лат. яз. «Начала» («Origines»), в 7 книгах, из которых первые три описывали основание Рима и др. италийских городов, а в последующих излагалась история Рима с 1-й Пунической войны до последних лет жизни самого К. С. Отсутствие имён полководцев в изложении событий характеризует взгляд К. С. на историю как творение народа в целом. Среди др. произведений: сохранившиеся во фрагментах дидактич. трактат «К сыну Марку» («Ad Marcum filium»), «Поэма о нравах» («Carmen de moribus»), а также небольшие фрагменты 80 речей, ориентированных не на эллинистич. теорию, а на практику рим. ораторского искусства.
К. С. был примерным семьянином, рачительным домохозяином. Однако женитьба К. С. в 80-летнем возрасте на юной бесприданнице (родившей ему сына) изменила отношение римлян к нему. Тем не менее римляне высоко оценили личность К. С. – удостоили его статуи с благодарственной надписью.