Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ИНШУШИНА́К

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 11. Москва, 2008, стр. 502

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: М. А. Дандамаев

ИНШУШИНА́К, один из глав­ных бо­гов элам­ской ре­ли­гии и ми­фо­ло­гии. Имя И. в пе­ре­во­де с шу­мер­ско­го яз. оз­на­ча­ет «вла­ды­ка Суз» (сто­ли­цы Эла­ма) и вос­хо­дит к древ­ней­ше­му пе­рио­ду, ко­гда Элам на­хо­дил­ся в ор­би­те влия­ния Шу­ме­ра. И. упо­ми­на­ет­ся в элам­ских, шу­мер­ских и ас­си­рий­ских тек­стах на­чи­ная со 2-й пол. 3-го тыс. до 7 в. до н. э. Древ­ней­шее упо­ми­на­ние о нём со­хра­ни­лось в до­го­во­ре, на­пи­сан­ном на элам­ском яз. ок. 2230 до н. э., ак­кад­ско­го ца­ря На­рам-Су­эна с под­вла­ст­ным ему пра­ви­телем Суз. Текст на­чи­на­ет­ся с пе­реч­ня имён 37 бо­жеств элам­ско­го пан­те­о­на, в ко­то­ром И. за­ни­ма­ет седь­мое ме­сто (по­сле вер­хов­но­го бо­га Хум­ба­на, бо­га Солн­ца Нах­хун­те и др.). Осн. цен­тра­ми по­чи­та­ния И. бы­ли храм на ак­ро­по­ле Суз (ок. 2240 до н. э.) и храм в 40 км от это­го го­ро­да (ны­не Чо­га-Зан­биль, Иран). При рас­коп­ках Суз най­де­ны де­ко­ра­тив­ные па­не­ли с его изо­бра­же­ни­ем в ви­де чу­до­вищ­ной фи­гу­ры по­лу­муж­чи­ны-по­лу­жен­щи­ны под паль­мо­вым де­ре­вом. В Су­зах так­же най­ден рель­еф кон. 3-го тыс. с изо­бра­же­ни­ем И., стоя­ще­го пе­ред львом, с брон­зо­вым ко­лыш­ком. Ко­гда Су­зы из про­вин­ци­аль­но­го го­ро­да пре­вра­ти­лись в сто­ли­цу го­су­дар­ст­ва, И. по­сте­пен­но стал од­ним из важ­ней­ших бо­гов стра­ны и лич­ным бо­же­ст­вом его пра­ви­те­лей. На­ря­ду с Хум­ба­ном и Нах­хун­те он во­шёл в триа­ду элам­ско­го пан­те­о­на и, как и Нах­хунте, счи­тал­ся за­щит­ни­ком пра­во­су­дия. Тек­сты из Суз, со­став­лен­ные в пе­ри­од ме­ж­ду 1800–1500, со­дер­жат клят­вы его име­нем и пре­дос­те­ре­же­ние о том, что на­ру­ши­тель то­го или ино­го кон­трак­та под­верг­нет­ся на­ка­за­нию ма­ги­че­ской си­лой, ко­то­рая на­зы­ва­лась «ки­тен Ин­шу­ши­на­ка», и что ему от­ре­жут язык и кисть ру­ки, а так­же за­ста­вят уп­ла­тить боль­шой штраф. И. по­чи­тал­ся так­же как вла­ды­ка цар­ст­ва мёрт­вых, бог клят­вы и суп­руг бо­ги­ни клят­вы Иш­ми­ка­раб. В ас­сир. тек­стах он на­зван «бо­же­ст­вен­ным вла­ды­кой Суз» и ото­жде­ст­в­лён с ме­со­по­там­ски­ми бо­га­ми Ни­нур­той и Ада­дом. В над­пи­си об ог­раб­ле­нии Суз в 640 до н. э. ассир. царь Аш­шур­ба­на­пал за­яв­ля­ет, что он увёз ста­тую И. в свою стра­ну.

Лит.: Labat R. Religion // The Cambridge ­an­cient history. Camb.; N. Y., 1975. Vol. 2. Pt. 2. P. 399–416; Hinz W. Inšušinak // Reallexikon der Assyriologie und vorderasiatischen Ar­chäo­logie. B.; N. Y., 1976. Bd 5.

Вернуться к началу