ВАЛТАСА́Р
-
Рубрика: Всемирная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ВАЛТАСА́Р (вавилонское Бел-шар-уцур – «Бел, защити царя!») (?–539 до н. э.), сын и соправитель последнего царя Вавилонии Набонида. Когда в 553 Набонид (правил с 556) отправился в длительный поход в район восточносредиземноморского побережья и Аравии, В. был оставлен им в качестве соправителя и командующего войсками в Вавилонии. О самостоят. правлении В. (до 543) мало известно. Некоторые нововавилонские тексты упоминают о сдаче Набонидом и царевичем царских земель в аренду частным лицам, о предоставлении В. (как и царю) части трапезы богов с жертвенного стола. Гораздо больше известно о последних событиях 539, когда перед возвратившимся в Вавилон Набонидом и его сыном-престолонаследником В. встала задача противостояния перс. вторжению в Вавилонию. Воен. действия развернулись в районе гл. оборонит. сооружений, т. н. Мидийской стены, в 60 км к северу от Вавилона, осн. опорными пунктами которой были Опис на востоке и Сиппар на западе. В описании воен. событий 539 вавилонские, античные источники и библейская традиция сильно расходятся. Предположительно, бой с перс. царём Киром II у Описа в авг. 539 вёл В., его войско было разбито, а сам он погиб либо был схвачен персами и казнён. Набонид же взял на себя оборону Сиппара, но 10 окт. город после слабого сопротивления сдался персам, а царь отступил в Вавилон и был пленён там персами. Согласно др. версии, уцелевший В. отступил в Вавилон, а Набонид – в соседнюю Борсиппу. Но при взятии Вавилона в окт. 539 В. был убит в ночном бою на территории царского дворца, а Набонид, не надеясь выдержать осаду Борсиппы, сдался в плен персам на почётных условиях – отправлен наместником в Карманию (ныне Иран).
В Библии (Дан. 5: 1–30) и у Иосифа Флавия («Иудейские древности» Х. 2. 2–4) В. – последний вавилонский царь, устроивший в связи с каким-то праздником пир в ночь падения Вавилона. Пирующие пили вино из священных драгоценных сосудов, вывезенных ещё Навуходоносором II из Иерусалимского храма в качестве трофеев. В разгар пира огненная рука начертала на белой стене по-арамейски пророчество: «Мене, мене, текел, упарсин» («измерено, измерено, взвешено, отдано»), которое было истолковано призванным на этот «Валтасаров пир» иудейским пророком Даниилом (кстати, данное ему в «вавилонском плену» имя – тоже В.) как предсказание о гибели В. и переходе Вавилонского царства под власть мидян и персов, что и сбылось в ту же роковую ночь. Именно библейская версия нашла отражение в лит-ре (Кальдерон де ла Барка, И. В. Гёте, Дж. Байрон и др.), иск-ве (Я. Тинторетто, Х. де Рибера, Рембрандт и др.), музыке (Г. Ф. Гендель).