Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БАГДА́ДСКАЯ ЖЕЛЕ́ЗНАЯ ДОРО́ГА

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 2. Москва, 2005, стр. 633-634

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Б. М. Туполев

БАГДА́ДСКАЯ ЖЕЛЕ́ЗНАЯ ДОРО́ГА, ж.-д. ли­ния, со­еди­няю­щая Бос­фор с Пер­сид­ским за­ли­вом. При­тя­за­ния Гер­ма­нии на её строи­тель­ст­во и экс­плуа­та­цию в кон. 19 – нач. 20 вв. при­ве­ли к рез­ко­му обо­ст­ре­нию про­ти­во­ре­чий ме­ж­ду ве­ли­ки­ми дер­жа­ва­ми. Б. ж. д. рас­смат­ри­ва­лась Гер­ма­ни­ей в ка­че­ст­ве ин­ст­ру­мен­та под­чи­не­ния сво­ему влия­нию Ос­ман­ской им­пе­рии и дос­ти­же­ния да­ле­ко иду­щих гео­по­ли­тич. це­лей: под­ры­ва по­зи­ций Ве­ли­ко­бри­та­нии на Ближ­нем и Сред­нем Вос­то­ке и в Ин­дии, Рос­сии на Кав­ка­зе, в Ира­не и Ср. Азии. Ус­та­нов­ле­ние Гер­ма­ни­ей кон­тро­ля над ж.-д. со­об­ще­ни­ем от Бер­ли­на до Ба­гда­да по­зво­ля­ло ей так­же уси­лить своё влия­ние в зо­не Чер­но­мор­ских про­ли­вов.

В 1888 герм. «Дой­че банк» при­об­рёл кон­цес­сию на про­дле­ние до Ан­ка­ры вы­ку­п­лен­ной им у Тур­ции ж.-д. ли­нии Стам­бул – Из­мит (по­строе­на в 1871). В 1893 тот же банк по­лу­чил но­вую кон­цес­сию на про­дол­же­ние этой ли­нии (уча­сток Эс­ки­ше­хир – Ко­нья). В 1899, по­сле ви­зи­та герм. имп. Виль­гель­ма II в Ос­ман­скую им­пе­рию, тур. пра­ви­тель­ст­во со­гла­си­лось пре­дос­та­вить Гер­ма­нии кон­цес­сию на строи­тель­ст­во и экс­плуа­та­цию осн. ма­ги­ст­ра­ли Б. ж. д. (Ко­нья – Ба­гдад – Бас­ра). В 1903 в ре­зуль­та­те пе­ре­го­во­ров ме­ж­ду тур. пра­ви­тель­ст­вом, герм. по­слом в Стам­бу­ле и От­то­ман­ским об-вом Ана­то­лий­ских же­лез­ных до­рог, соз­дан­ным в 1899 груп­пой герм. бан­ков под эги­дой «Дой­че банк», был под­пи­сан окон­ча­тель­ный текст кон­вен­ции о со­ору­же­нии Б. ж. д. Кон­цес­сия ох­ва­ты­ва­ла ж.-д. сеть про­тя­жён­но­стью 2400 км, со­сто­яв­шую из ма­ги­ст­раль­ной ли­нии и мно­го­числ. ве­ток, в т. ч. на Алеп­по, Ха­не­кин и к Пер­сид­ско­му за­ли­ву.

В от­вет на при­об­ре­те­ние Гер­ма­ни­ей кон­цес­сии на строи­тель­ст­во и экс­плуа­та­цию Б. ж. д. брит. пра­ви­тель­ст­во пред­при­ня­ло ша­ги по рас­ши­ре­нию сво­его при­сут­ст­вия в бас­сей­не Пер­сид­ско­го зал. с це­лью пре­дот­вра­тить вы­ход к не­му Гер­ма­нии. Пра­ви­тель­ст­во Рос­сии в апр. 1900 до­би­лось от Тур­ции под­пи­са­ния сек­рет­но­го со­гла­ше­ния, по ко­то­ро­му та обя­за­лась не пре­дос­тав­лять треть­ей дер­жа­ве ж.-д. кон­цес­сий в Сев. и Сев.-Вост. Ана­то­лии. Тем са­мым путь к кавк. гра­ни­це Рос­сии для Гер­ма­нии был за­крыт. Од­но­вре­мен­но пра­ви­тель­ст­ва Ве­ли­ко­бри­та­нии, Рос­сии и Фран­ции вос­пре­пят­ст­во­ва­ли по­вы­ше­нию Тур­ци­ей та­мо­жен­ных по­шлин, чем за­труд­ни­ли вы­пла­ту вы­со­ких ди­ви­ден­дов ак­цио­не­рам Б. ж. д.

Что­бы пре­одо­леть со­про­тив­ле­ние со сто­ро­ны Ве­ли­ко­бри­та­нии, Рос­сии и Фран­ции, Гер­ма­ния бы­ла вы­ну­ж­де­на за­клю­чить с ни­ми ком­про­мисс­ные со­гла­ше­ния. В мае 1899 бы­ло под­пи­са­но фран­ко-герм. со­гла­ше­ние, по ко­то­ро­му к уча­стию в строи­тель­ст­ве Б. ж. д. до­пус­кал­ся франц. ка­пи­тал. С Рос­си­ей Гер­ма­ния за­клю­чи­ла Пот­сдам­ское со­гла­ше­ние 1911. По не­му Гер­ма­ния от­ка­за­лась от про­ник­но­ве­ния в Иран, Рос­сия со сво­ей сто­ро­ны обя­за­лась не про­ти­во­дей­ст­во­вать строи­тель­ст­ву Б. ж. д. В ию­не 1914 был па­ра­фи­ро­ван анг­ло-герм. до­го­вор, в со­от­вет­ст­вии с ко­то­рым Ве­ли­ко­бри­та­нии пе­ре­да­ва­лось ру­ко­вод­ство строи­тель­ст­вом юж. уча­ст­ка ма­ги­ст­ра­ли от Ба­гда­да до Бас­ры. Эти со­гла­ше­ния и до­го­во­ры по­мог­ли раз­вя­зать один из гл. уз­лов про­ти­во­ре­чий в от­но­ше­ни­ях ме­ж­ду ве­ду­щи­ми ев­роп. дер­жа­ва­ми, уси­лен­но го­то­вив­ши­ми­ся к вой­не, од­на­ко не сня­ли ме­ж­ду­нар. на­пря­жён­но­сти.

К нач. 1-й ми­ро­вой вой­ны бы­ли сда­ны в экс­плуа­та­цию 600 км Б. ж. д.: на се­ве­ре за­кон­че­но строи­тель­ст­во уча­ст­ка Ко­нья – Рас-эль-Айн (к 1919 уча­ст­ка Рас-эль-Айн – Ну­сай­бин), на юге – уча­ст­ка Ба­гдад – Са­мар­ра. Со­ору­же­ние уча­ст­ка Ну­сай­бин – Са­мар­ра, за­вер­шив­ше­го Б. ж. д., про­ве­де­но в 1934–41 ча­ст­ны­ми брит. и франц. ком­па­ния­ми.

По­сле 1-й ми­ро­вой вой­ны Б. ж. д. в зна­чит. сте­пе­ни ут­ра­ти­ла по­ли­ти­ко-стра­те­гич. зна­че­ние. Ма­ги­ст­раль, раз­де­лён­ная на три час­ти, пе­ре­ста­ла быть еди­ным пред­при­яти­ем. Уча­сток Ко­нья – Бо­зан­ти пе­ре­шёл к Тур­ции, уча­сток Бо­зан­ти – Ну­сай­бин сдан в кон­цес­сию франц. ком­па­нии (впо­след­ст­вии пе­ре­шёл к Си­рии), уча­сток Ба­гдад – Са­мар­ра вклю­чён в со­став ирак. же­лез­ных до­рог.

Лит.: Бон­да­рев­ский Г. Л. Ба­гдад­ская до­ро­га и про­ник­но­ве­ние гер­ман­ско­го им­пе­риа­лиз­ма на Ближ­ний Вос­ток (1888–1903). Таш., 1955; Lodemann J. Die Bagdadbahn. Ges­chichte und Gegenwart einer berühmten Eisenbahnlinie. Mainz, 1989; Ту­по­лев Б. М. Гер­ман­ский им­пе­риа­лизм в борь­бе за «ме­сто под солн­цем». М., 1991.

Вернуться к началу