ПОТСДА́МСКОЕ СОГЛАШЕ́НИЕ 1911
-
Рубрика: Отечественная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПОТСДА́МСКОЕ СОГЛАШЕ́НИЕ 1911 (Соглашение между Россией и Германией по персидским делам), договор по урегулированию вопросов, связанных с Персией и Багдадской железной дорогой. Подписано в С.-Петербурге 6(19) авг. товарищем мин. ин. дел России А. А. Нератовым и герм. послом в России Ф. Пурталесом. Явилось завершением переговоров, начатых в 1906, прерванных в 1907 и возобновлённых в ходе визита в Берлин управляющего МИД С. Д. Сазонова, и встречи императоров Николая II и Вильгельма II в Потсдаме 22–23 окт. (4–5 нояб.) 1910 (отсюда назв. соглашения). Россия стремилась защитить от герм. экспансии север Персии, признанный рос.-брит. Петербургской конвенцией 1907 сферой рос. влияния, Германия добивалась отказа России от противодействия строительству Багдадской ж. д. и согласия на её соединение особой линией с Тегераном. Соглашение отражало стремление Николая II и правительства П. А. Столыпина к урегулированию рос.-герм. отношений после Боснийского кризиса 1908–1909 на основе решения региональных вопросов («на почве персидских дел») и экономич. уступок Германии, в то время как герм. кабинет планировал отколоть Россию от Антанты (добивался включения в соглашение пункта о неучастии во враждебных друг другу группировках), обещая не поощрять австр. притязания на Балканах.
Согласно П. с., Германия признавала наличие «специальных интересов» России в Сев. Персии и обязалась не добиваться там концессий стратегич. характера. Россия взяла обязательство не препятствовать постройке Багдадской ж. д., а также обязалась получить от Персии концессию на сооружение ж. д. Тегеран – Ханекин (на перс.-тур. границе) с перспективой её соединения с Багдадской магистралью. Кроме того, Ф. Пурталес дал устное заверение, что Германия не будет строить ответвлений Багдадской ж. д. к северу от Ханекина.
П. с. представляло собой компромисс, не имевший потенциала для разрешения всего комплекса рос.-герм. противоречий. Курс рос. дипломатии на достижение соглашения с Германией подвергся серьёзным атакам со стороны англо-франц. блока и встретил оппозицию в рос. торгово-пром. кругах, опасавшихся проникновения герм. капитала на север Персии, и либерального лагеря, ориентировавшегося на сотрудничество с парламентскими политич. режимами Великобритании и Франции.