Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

«А́ТОМНАЯ ДИПЛОМА́ТИЯ»

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 2. Москва, 2005, стр. 472-473

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. Л. Мальков

«А́ТОМНАЯ ДИПЛОМА́ТИЯ», при­ня­тое в ис­то­рич. и по­ли­то­ло­гич. нау­ке обо­зна­че­ние внеш­не­по­ли­тич. стра­те­гии, а так­же приё­мов и ме­то­дов ди­пло­ма­тии США, ос­но­ван­ных на мо­но­поль­ном вла­де­нии атом­ным ору­жи­ем в пер­вые го­ды по­сле 2-й ми­ро­вой вой­ны. Пер­вен­ст­во США в на­уч. раз­ра­бот­ке и тех­но­ло­гии соз­да­ния атом­но­го ору­жия (см. Про­ект «Ман­хэт­тен») вы­зва­ло к жиз­ни идею ис­поль­зовать сло­жив­шую­ся си­туа­цию для из­ме­не­ния со­от­но­ше­ния сил на ми­ро­вой аре­не в поль­зу США и обес­пе­че­ния их гео­стра­те­гич. ин­те­ре­сов. Фак­тор мо­но­поль­но­го вла­де­ния атом­ным ору­жи­ем при­ни­мал­ся в рас­чёт в про­цес­се раз­ра­бот­ки внеш­не­по­ли­тич. пла­нов США уже с кон. 1944 и впол­не про­явил се­бя в пе­ри­од про­ве­де­ния Берлинской (Потс­дам­ской) конференции 1945, и осо­бен­но после атом­ных бом­бар­ди­ро­вок япон. горо­дов Хи­ро­си­ма и На­га­са­ки 6 авг. и 9 авг. 1945. Ис­поль­зо­ва­ние атом­но­го ору­жия про­тив Япо­нии на за­клю­чит. эта­пе 2-й ми­ро­вой вой­ны, ма­ло обос­нован­ное в во­ен. от­но­ше­нии, уг­лу­би­ло кри­зис до­ве­рия в меж­со­юз­нич. от­но­ше­ни­ях и яви­лось важ­ной пред­по­сылкой воз­ник­но­ве­ния «хо­лод­ной вой­ны». В СССР уда­ры по япон. го­ро­дам и по­сле­до­вав­шие за­тем но­вые ис­пы­та­ния атом­ных бомб рас­це­ни­ли как на­прав­лен­ные про­тив не­го ак­ты уст­ра­ше­ния. В это вре­мя в США и Ве­ли­ко­бри­та­нии уже сло­жи­лись влия­тель­ные груп­пы гос. и по­литич. дея­те­лей, рас­смат­ри­вав­шие атом­ное ору­жие как эф­фек­тив­ное сред­ст­во «сдер­жи­ва­ния» и «от­бра­сы­ва­ния» ком­му­низ­ма и сде­лав­шие став­ку на его на­ко­п­ле­ние и со­вер­шен­ст­во­ва­ние. Раз­ви­ти­ем собств. атом­ной про­грам­мы Сов. Сою­зу уда­лось ли­к­ви­ди­ро­вать атом­ную мо­но­по­лию США и тем са­мым снять непо­средств. уг­ро­зу его нац. безо­пас­но­сти. По­сле ис­пы­та­ний в Сов. Сою­зе собств. атом­ной бом­бы (1949) и за­пус­ка ис­кусств. спут­ни­ка Зем­ли (1957) ста­ло оче­вид­ным, что США те­ря­ют пер­вен­ст­во в соз­да­нии как ядер­но­го ору­жия, так и средств его дос­тав­ки.

Скла­ды­ва­ние фак­тич. па­ри­те­та в об­лас­ти ра­кет­но-ядер­ных воо­ру­же­ний к нач. 1960-х гг. при­ве­ло к не­об­хо­ди­мо­сти вне­сти серь­ёз­ные кор­рек­ти­вы в амер. «А. д.». При со­хра­не­нии гл. идеи «А. д.», за­клю­чав­шей­ся в дос­ти­же­нии ка­че­ст­вен­но­го пре­вос­ход­ст­ва в воо­ру­же­ни­ях как ос­но­вы для осу­ще­ст­в­ле­ния по­ли­тики «с по­зи­ции си­лы», амер. ру­ко­вод­ство, осоз­на­вая риск вза­им­но­го унич­то­же­ния в слу­чае ядер­но­го кон­флик­та, по­шло на по­ис­ки до­го­во­рён­но­стей в об­лас­ти мер до­ве­рия и кон­тро­ля над ору­жи­ем мас­со­во­го по­ра­же­ния. Пе­ре­го­вор­ный про­цесс в 1960–80-х гг. то ожив­лял­ся, то тор­мо­зил­ся, но, на­ра­щи­вая ра­кет­но-ядер­ный по­тен­ци­ал и пла­ни­руя спо­со­бы пре­одо­ле­ния во­ен. рав­но­ве­сия ме­ж­ду бло­ка­ми (пре­ж­де все­го пла­ны Стра­те­ги­че­ской обо­рон­ной ини­циа­ти­вы США – СОИ), США в ус­ло­ви­ях про­дол­жав­шей­ся кон­фрон­та­ции вы­ну­ж­да­ли СССР пред­при­ни­мать ги­гант­ские уси­лия в гон­ке воо­ру­же­ний, всё ме­нее от­ве­чав­шие его эко­но­мич. воз­мож­но­стям. Кру­ше­ние сов. бло­ка не при­ве­ло, од­на­ко, к свёр­ты­ва­нию амер. во­ен. про­грамм, и син­дром «А. д.» про­яв­ля­ет се­бя в стрем­ле­нии США ут­вер­дить своё еди­но­лич­ное ли­дер­ст­во в совр. ми­ре. Т. о., «А. д.» и в сво­ей ак­тив­ной фа­зе (сер. 1940-х – кон. 1950-х гг.), и в транс­фор­ми­ро­ван­ном ви­де сыг­ра­ла важ­ную роль в оп­ре­де­ле­нии гл. тен­ден­ций по­сле­во­ен. раз­ви­тия ми­ра.

Лит.: Sher­win M. A. A world de­stroyed: Hi­roshima and the ori­gins of the arms race. N. Y., 1987; Маль­ков В. Л. «Ман­хэт­тен­ский про­ект». Раз­вед­ка и ди­пло­ма­тия. М., 1995; Alpe­rovitz G. The de­ci­sion to use the atomic bomb. N. Y., 1995.

Вернуться к началу