ПЛО́ТНИКОВ БОРИС ГРИГОРЬЕВИЧ
-
Рубрика: Театр и кино
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПЛО́ТНИКОВ Борис Григорьевич (2.4.1949, Невьянск – 2.12.2020, Москва), рос. актёр, нар. арт. РФ (1998). В 1970 окончил Свердловское театральное уч-ще (курс Ю. Е. Жигульского), в 1983 – филологич. ф-т Уральского ун-та (Свердловск, ныне Екатеринбург). В 1969–78 в Свердловском ТЮЗе (Володя – «Вечно живые» В. С. Розова, Фердинанд – «Коварство и любовь» Ф. Шиллера), в 1978–88 в Моск. театре сатиры (Паша-интеллигент – «Ремонт» М. М. Рощина, Глумов – «Бешеные деньги» А. Н. Островского, Петя Трофимов – «Вишнёвый сад» А. П. Чехова). Подвижность и многоплановость актёрской природы П. со временем выявила способность к воплощению диаметрально противоположных характеров. В 1988–2001 в ЦТРА (до 1993 ЦТСА): Александр I («Павел I» Д. С. Мережковского), Алексей Иванович («Игрок») и князь Мышкин («Идиот») – оба по Ф. М. Достоевскому, Барон («На дне» М. Горького), Дон Педро, Яго («Много шума из ничего», «Отелло» У. Шекспира), Гарпагон («Скупой» Мольера). Пользуясь внешне скупыми выразит. средствами, стремящийся к максимальному раскрытию образа и точности психологич. анализа, П. в зрелых работах не чужд лёгкой иронии и склонности к сатирич. рисунку. В 2002–2020 во МХАТе им. А. П. Чехова: Вернер Гейзенберг («Копенгаген» М. Фрейна), Дорн («Чайка» Чехова), Жевакин («Женитьба» Н. В. Гоголя), Арнхольм («Женщина с моря» Г. Ибсена). С 1999 также сотрудничал с Моск. театром под рук. О. Табакова: Карло Гольдони («Прощайте... и рукоплещите!» А. Д. Богдановича), Войницкий («Дядя Ваня» Чехова), Собакевич («ПОХОЖДЕНИЕ, составленное по поэме Н. В. Гоголя "Мёртвые души"»), Священник («Процесс» по Ф. Кафке), Иван Иванович Брагин («Жена» М. С. Станкевича по одноим. рассказу Чехова). В кино создал образ «очарованного интеллигента» – человека, пришедшего в мир со своей миссией, но слишком осторожного и робкого, чтобы эту миссию проявить. Поэтому существование мн. героев П. по сути своей глубоко трагично. Сквозная тема заявлена уже в дебютной роли Сотникова («Восхождение» Л. Е. Шепитько, 1977), чей образ впервые на сов. экране очевидно перекликался с образом Иисуса Христа. Персонажи П. всегда существуют «вне времени». В настоящем они кажутся пришельцами из прошлого, воплощаясь в прошлом, выламываются из его привычных законов, а потому всегда остаются душевно одинокими и непонятыми (в фильмах «Накануне премьеры», «Дикая охота короля Стаха», «Лес», «Дублёр начинает действовать», в телефильмах «Дульсинея Тобосская», «Невероятное пари, или Истинное происшествие, благополучно завершившееся сто лет назад», «Собачье сердце», «Физики»). Эти черты актёр перенёс и в роли реальных историч. персонажей в телефильмах «Жизнь Берлиоза» (Одоевский), «Михайло Ломоносов» (Пётр III), «Пётр Великий» (царевич Алексей), «Дело Сухово-Кобылина» (Чехов), «Раскол» (Струве). В 1992 дебютировал как певец в роли Человека («Литургия оглашенных» А. Л. Рыбникова).