СКО́ЛА
-
Рубрика: Театр и кино
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
СКО́ЛА (Scola) Этторе (10.5.1931, Тревико, пров. Авеллино – 19.1.2016, Рим), итал. кинорежиссёр. В 1951 окончил юридич. ф-т Римского ун-та. Дебютировал ф. «Если позволите, поговорим о женщинах…» (1964). В комедии «Смогут ли наши герои отыскать друга, таинственно пропавшего в Африке?» (1968) впервые проявилась притчевая основа, ставшая ключевой в творчестве режиссёра, размышляющего о внутр. свободе человека в буржуазном обществе. Начиная с ф. «Комиссар Пепе» (1969) С. вырабатывал индивидуальный авторский иронично-драматич. стиль, образцами которого стали ленты «Драма ревности: все детали в хронике» (1970), «Разрешите представиться – Рокко Папалео» (1971), «Макароны» (1985), «Который час?» (1989), «Нечестная конкуренция» (2001, пр. Мкф в Москве). Значит. явление в мировом кинематографе – ф. «Отвратительные, грязные, злые» (1976), полемизирующий с неореализмом и нивелирующий его ценности. В ф. «Необычный день» (1977, пр. Мкф в Канне) о любви разделяющей идеи фашизма женщины и отвергнутого обществом гомосексуалиста безэмоциональный, открыто трагедийный финал прорастал из миропорядка, не взламывая его. Этот худож. метод явился определяющим для фильмов «Любовная страсть» (1981) и «Новый мир» («Ночь Варенны», 1982). Ленты «Мы так любили друг друга» (1974, Гран-при Мкф в Москве), «Терраса» (1980, пр. Мкф в Канне), «Семья» (1987) обогатили эстетику киноромана новыми оттенками и смыслами, повествуя о судьбах представителей разл. социальных слоёв и оборачиваясь размышлением о бессмысленности их жизни. Реалистич. и условный миры переплетены в притче «Путешествие капитана Фракасса» (1990) и в многофигурной совр. «фреске» «Люди Рима» (2003). Оригинальными эстетич. экспериментами явились показывающий историю Италии 20 в. средствами танца ф. «Бал» (1983, пр. Мкф в Зап. Берлине) и документальная лента о Ф. Феллини «Федерико – что за странное имя!» (2013). Автор и соавтор сценариев своих и др. фильмов. Спец. пр. Мкф в Венеции (1990).