Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ВИВЬЕ́Н ЛЕОНИД СЕРГЕЕВИЧ

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2018 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Л. С. Вивьен – Жадов («Доходное место» А. Н. Островского).

ВИВЬЕ́Н Ле­о­нид Сер­гее­вич [17(29).4. 1887, Во­ро­неж – 1.8.1966, Ле­нин­град], рос. ак­тёр, ре­жис­сёр, пе­да­гог, нар. арт. СССР (1954). В 1910 окон­чил По­ли­тех­нич. ин-т в С.-Пе­тер­бур­ге, от­ка­зал­ся от за­щи­ты ди­плом­но­го про­ек­та и в том же го­ду по­сту­пил в Пе­терб. те­ат­раль­ное уч-ще (класс В. Н. Да­вы­до­ва). С 1911 вы­сту­пал на сце­не Алек­сан­д­рин­ско­го те­ат­ра (с 1920 Те­атр дра­мы), в 1913, по окон­ча­нии уч-ща, за­чис­лен в труп­пу. Сре­ди ро­лей: Хле­ста­ков («Ре­ви­зор» Н. В. Го­го­ля), Жа­дов, Не­зна­мов, Глу­мов, Ка­ран­ды­шев, Бо­рис («До­ход­ное ме­сто», «Без ви­ны ви­но­ва­тые», «На вся­ко­го муд­ре­ца до­воль­но про­сто­ты», «Бес­при­дан­ни­ца», «Гро­за» А. Н. Ост­ров­ско­го), Алек­сандр («Два бра­та» М. Ю. Лер­мон­то­ва), Ре­пе­ти­лов («Го­ре от ума» А. С. Гри­бое­до­ва), Хиг­гинс («Пиг­ма­ли­он» Б. Шоу). В 1917–18 вхо­дил во Врем. к-т и Со­вет Алек­сан­д­рин­ско­го те­ат­ра. В 1919 соз­дал две пе­ре­движ­ные труп­пы для об­слу­жи­ва­ния фрон­тов. Ро­ли: Эу­ген («Эу­ген Не­сча­ст­ный» Э. Тол­ле­ра), Яков Бар­дин («Вра­ги» М. Горь­ко­го), За­бе­лин («Крем­лёв­ские ку­ран­ты» Н. Ф. По­го­ди­на, 1943, по­ста­нов­ка В.), Яго («Отел­ло» У. Шек­спи­ра) и др. Пер­вые зна­чит. ре­жис­сёр­ские ра­бо­ты: «Пу­га­чёв­щи­на» К. А. Тре­нё­ва (с Н. В. Пет­ро­вым и К. П. Хох­ло­вым), «Ви­ри­нея» Л. Н. Сей­фул­ли­ной и В. П. Прав­ду­хи­на (обе 1926). С 1937 гл. реж. ле­нингр. Те­ат­ра дра­мы. Сре­ди по­ста­но­вок: «Смерть Па­зу­хи­на» М. Е. Сал­ты­ко­ва-Щед­ри­на (1924), «На­ше­ст­вие» Л. М. Ле­о­но­ва (1943, сы­грал док­то­ра Та­ла­но­ва), «Дя­дя Ва­ня» А. П. Че­хо­ва (1946), «Не­за­бы­вае­мый 1919-й» В. В. Виш­нев­ско­го (1949; Гос. пр. СССР, 1951), «Ре­ви­зор» Го­го­ля (1952), «Чай­ка» А. П. Че­хо­ва (1954), «Бег» М. А. Бул­га­ко­ва (1958), «Ма­лень­кие тра­ге­дии» А. С. Пуш­ки­на (1962). Для ак­тёр­ско­го и ре­жис­сёр­ско­го твор­че­ст­ва В. ха­рак­тер­ны яс­ность за­мыс­ла, чёт­кость сце­нич. ри­сун­ка, глу­би­на пси­хо­ло­гич. рас­кры­тия об­раза. Пре­по­да­вал с 1913 (ас­си­стент В. Н. Да­вы­до­ва). В 1928 ор­га­ни­зо­вал из сво­их уче­ни­ков Те­атр ак­тёр­ско­го мас­тер­ст­ва (с 1931 фи­ли­ал ле­нингр. Те­ат­ра дра­мы, в 1934–36 ле­нингр. Те­атр Крас­ной Ар­мии, в 1936–38 Реа­ли­стич. те­атр под рук. В.). В 1918 ор­га­ни­зо­вал и воз­гла­вил Шко­лу актёрского мас­тер­ст­ва (ны­не Санкт-Пе­тер­бург­ская го­су­дар­ст­вен­ная ака­де­мия те­ат­раль­но­го ис­кус­ст­ва), проф. (1940), зав. ка­фед­рой ре­жис­су­ры (1957). На­гра­ждён ор­де­ном Ле­ни­на.

Вернуться к началу