Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ИТИКА́ВА КОН

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2018 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: М. Л. Теракопян
К. Итикава. Кадр из фильма «Бирманская арфа». 1956.

ИТИКА́ВА Кон (20.11.1915, Исэ, пре­фек­ту­ра Миэ  13.2.2008, Токио), япон. ре­жис­сёр, сце­на­рист. Пос­ле окон­ча­ния в 1933 тех­нич. кол­лед­жа в Оса­ке на­чал ра­бо­тать в ки­но как ас­си­стент ре­жис­сё­ра. Как ре­жис­сёр де­бю­ти­ро­вал ку­коль­ным ф. «Де­вуш­ка из хра­ма Дод­зё» (1946). Сре­ди ран­них ра­бот – ко­ме­дии и ме­ло­дра­мы («Цве­ты рас­цве­та­ют» и «365 но­чей», обе 1948; «Сан­си­ро с Гинд­зы», 1950; «Лю­бов­ни­ки», 1951; «Гос­по­дин Пу» и «Воз­люб­лен­ный», обе 1953; «Мил­лио­нер», 1954; «Пе­ре­пол­нен­ный трам­вай», 1957). Этап­ным для ки­но­ис­кус­ст­ва Япо­нии стал ф. «Ком­на­та на­си­лия» (по С. Иси­ха­ре, 1956), от­ра­зив­ший смя­те­ние и про­тест по­сле­во­ен­но­го «по­те­рян­но­го по­ко­ле­ния». В по­ис­ке но­вых вы­ра­зи­тель­ных средств и жиз­нен­но­го ма­те­риа­ла И. об­ра­ща­ет­ся к разл. жан­рам – от ко­ме­дии до пси­хо­ло­гич. дра­мы, зна­чит. ме­сто в его твор­че­ст­ве за­ни­ма­ют лит. эк­ра­ни­за­ции: «Серд­це» (по С. На­цу­мэ, 1955), «Боль­шой по­жар» (по Ю. Ми­си­ме, 1958), «Ключ» (по Д. Та­нид­за­ки, 1959, пр. Мкф в Кан­не). Сре­ди филь­мов ан­ти­во­ен­ной те­ма­ти­ки наи­бо­лее из­вест­ны «Бир­ман­ская ар­фа» (1956, пр. Мкф в Ве­не­ции) и «По­ле­вые ог­ни» (1959, пр. Мкф в Ло­кар­но). В кон. 1970-х гг. ув­лёк­ся эк­ра­ни­за­ция­ми де­тек­тив­но-мис­тич. ро­ма­нов С. Ёко­мид­зо: «Се­мей­ст­во Ину­га­ми» (1976), «Дья­воль­ская счи­та­лоч­ка» и «Ост­ров-тюрь­ма» (обе 1977), «Ко­ро­ле­ва пчёл» (1978). Экс­пе­ри­мен­ти­руя в облас­ти фор­мы, по­ста­вил ф. «Ог­нен­ная пти­ца» (1978), в ко­то­ром ани­ма­ция со­че­та­лась с иг­рой ак­тё­ров. Сре­ди др. филь­мов: «Месть ак­тё­ра» и «В оди­ноч­ку че­рез Ти­хий оке­ан» (оба 1963), «То­кий­ская олим­пиа­да» (1965, до­ку­мен­таль­ный), «Пу­го­вич­ная вой­на Топ­пу Джид­жи» (1967, ку­коль­ный), «Мо­ло­дость» (1968), «Лю­бить сно­ва» (1971), «Стран­ни­ки» (1973), «Ак­три­са ки­но» (1987, до­ку­мен­таль­ный, по­свя­щён К. Та­на­ка), «Жу­равль» (1988), «Син­сэн­гу­ми» (ани­мац.) и «До­ра-Хэй­та» (по сце­на­рию А. Ку­ро­са­вы), оба 2000; «Убий­ца кла­на Ину­га­ми» (2006). Ра­бо­та­ет на ТВ.

Соч.: Кон. Кио­то, 1999 (совм. с Та­ни­ка­ва Сюн­та­ро, на япон. яз.).
Лит.: Bock A. Japanese film directors. Tokyo, 1978; K. Ichikawa. Toronto, 2001.

Вернуться к началу