ИТИКА́ВА КОН
-
Рубрика: Театр и кино
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ИТИКА́ВА Кон (20.11.1915, Исэ, префектура Миэ – 13.2.2008, Токио), япон. режиссёр, сценарист. После окончания в 1933 технич. колледжа в Осаке начал работать в кино как ассистент режиссёра. Как режиссёр дебютировал кукольным ф. «Девушка из храма Додзё» (1946). Среди ранних работ – комедии и мелодрамы («Цветы расцветают» и «365 ночей», обе 1948; «Сансиро с Гиндзы», 1950; «Любовники», 1951; «Господин Пу» и «Возлюбленный», обе 1953; «Миллионер», 1954; «Переполненный трамвай», 1957). Этапным для киноискусства Японии стал ф. «Комната насилия» (по С. Исихаре, 1956), отразивший смятение и протест послевоенного «потерянного поколения». В поиске новых выразительных средств и жизненного материала И. обращается к разл. жанрам – от комедии до психологич. драмы, значит. место в его творчестве занимают лит. экранизации: «Сердце» (по С. Нацумэ, 1955), «Большой пожар» (по Ю. Мисиме, 1958), «Ключ» (по Д. Танидзаки, 1959, пр. Мкф в Канне). Среди фильмов антивоенной тематики наиболее известны «Бирманская арфа» (1956, пр. Мкф в Венеции) и «Полевые огни» (1959, пр. Мкф в Локарно). В кон. 1970-х гг. увлёкся экранизациями детективно-мистич. романов С. Ёкомидзо: «Семейство Инугами» (1976), «Дьявольская считалочка» и «Остров-тюрьма» (обе 1977), «Королева пчёл» (1978). Экспериментируя в области формы, поставил ф. «Огненная птица» (1978), в котором анимация сочеталась с игрой актёров. Среди др. фильмов: «Месть актёра» и «В одиночку через Тихий океан» (оба 1963), «Токийская олимпиада» (1965, документальный), «Пуговичная война Топпу Джиджи» (1967, кукольный), «Молодость» (1968), «Любить снова» (1971), «Странники» (1973), «Актриса кино» (1987, документальный, посвящён К. Танака), «Журавль» (1988), «Синсэнгуми» (анимац.) и «Дора-Хэйта» (по сценарию А. Куросавы), оба 2000; «Убийца клана Инугами» (2006). Работает на ТВ.