Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ТОДОРО́ВСКИЕ

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 32. Москва, 2016, стр. 220-221

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. В. Шпагин
Фото Г. Кмит / РИА Новости

ТОДОРО́ВСКИЕ, рос. дея­те­ли ки­но, отец и сын. Пётр Ефи­мо­вич (26.8.1925, Боб­ри­нец, ны­не Ки­ро­во­град­ской обл., Ук­раи­на – 24.5.2013, Мо­ск­ва), ре­жис­сёр, опе­ра­тор, засл. де­ят. ис­кусств УССР (1967), нар. арт. РСФСР (1985). Уча­ст­ник Вел. Отеч. вой­ны. В 1954 окон­чил ВГИК (мас­тер­ская Б. И. Вол­че­ка). Опе­ра­тор­ский де­бют – ф. «Мол­дав­ские на­пе­вы» (1955, совм. с Р. Б. Ва­си­лев­ским). Про­явил се­бя как мас­тер чёт­ко­го реа­ли­стич. ри­сун­ка в кар­ти­нах «Вес­на на За­реч­ной ули­це» (1956, с Ва­си­лев­ским), «Два Фё­до­ра» (1959). В мяг­кой жи­во­пис­ной ма­не­ре снял ф. «Моя дочь» (1957). В ф. «Жа­ж­да» (1960), от­ме­чен­ном экс­прес­сив­ной вы­ра­зи­тель­но­стью кад­ра, ис­поль­зо­вал ори­ги­наль­ные ра­кур­сы, съём­ку с дви­же­ния. Об­раз­ное во­пло­ще­ние ат­мо­сфе­ры и ин­то­нац. чут­кость от­ли­чают ф. «Ни­ко­гда» (1962, ре­жис­сёр­ский де­бют Т., совм. с В. П. Дья­чен­ко) – опыт эк­зи­стенц. ос­мыс­ле­ния дра­мы стар­ше­го по­ко­ле­ния, сфор­ми­ро­вав­ше­го­ся при то­та­ли­та­риз­ме. Тон­кий ли­ризм, де­та­ли­за­ция и ню­ан­си­ров­ка, прон­зи­тель­но-ще­мя­щая но­та объ­е­ди­ня­ют фильм о кур­сан­тах во­ен. учи­ли­ща пе­ред ухо­дом на фронт «Вер­ность» (1965, пр. Мкф в Ве­не­ции) и тра­ги­ко­ме­дий­ную прит­чу об оди­но­ком че­ло­ве­ке-стои­ке «Фо­кус­ник» (1968). Пси­хо­ло­гич. ме­ло­дра­ма «Го­род­ской ро­манс» (1971) от­ра­зи­ла ду­хов­ное со­стоя­ние об­ще­ст­ва, из­жи­ваю­ще­го ил­лю­зии «от­те­пе­ли». Опыт соз­да­ния ко­ме­дии нра­вов – эк­ра­ни­за­ция «По­след­ней жерт­вы» А. Н. Ост­ров­ско­го (1976), об­ра­ще­ния к зри­тель­ско­му ки­не­ма­то­гра­фу – ли­рич. ко­ме­дия «Лю­би­мая жен­щи­на ме­ха­ни­ка Гав­ри­ло­ва» (1982). Уда­чей ста­ла рет­род­ра­ма «Во­ен­но-по­ле­вой ро­ман» (1984), на чув­ст­вен­но-эмо­цио­наль­ном уров­не рас­кры­ваю­щая со­стоя­ние не­раз­ре­ши­мо­сти за­уряд­ной бы­то­вой си­туа­ции. Ав­то­био­гра­фич. мо­ти­вы зву­чат в лен­тах «По глав­ной ули­це с ор­ке­ст­ром» (1986), «Ан­кор, ещё ан­кор!» (1993). Зри­тель­ский ус­пех со­пут­ст­во­вал ме­ло­дра­ме «Ин­тер­де­воч­ка» (1989). При­су­щие по­чер­ку Т. мяг­кое со­еди­не­ние юмо­ра, ли­ри­ки и дра­ма­тиз­ма, ино­гда пе­ре­хо­дя­ще­го в тра­ге­дию, де­мон­ст­ри­ру­ют кар­ти­ны «Ка­кая чуд­ная иг­ра» (1995), «В со­звез­дии Бы­ка» (2003) и «Рио­ри­та» (2008). Сре­ди др. филь­мов: «В день празд­ни­ка» (1978), «Рет­ро втро­ём» (1998), «Жизнь за­ба­ва­ми пол­на» (2002). По по­вес­ти Т. «Вспо­ми­най – не вспо­ми­най» по­став­лен т/ф «Кур­сан­ты» А. О. Ка­ву­на (2004). Ав­тор и со­ав­тор сце­на­ри­ев, му­зы­ки к сво­им и др. филь­мам. Гос. пр. РФ (1995). На­гра­ж­дён ор­де­ном «За за­слу­ги пе­ред Оте­че­ст­вом» 2-й сте­пе­ни (2005).

Его сын, Ва­ле­рий Пет­ро­вич (р. 8.5.1962, Одес­са, УССР), ре­жис­сёр, про­дю­сер. В 1984 окон­чил сце­нар­ный ф-т ВГИКа (ма­стер­ская К. К. Па­ра­мо­но­вой и И. К. Куз­не­цо­ва). По­ста­вил филь­мы: «Лю­бовь» (1991), «Под­мо­сков­ные ве­че­ра» (1994), «Стра­на глу­хих» (1998), «Лю­бов­ник» (2002), «Сти­ля­ги» (2008), «Большой» (2016), те­ле­се­ри­ал «От­те­пель» (2013) и др.

Соч.: То­до­ров­ский П. Е. Во­ен­но-по­ле­вой ро­ман: Ки­но­по­вес­ти. М., 1994.

Лит.: Бо­го­мо­лов Ю. А. П. То­до­ров­ский. М., 1989.

Вернуться к началу