ТОДОРО́ВСКИЕ
-
Рубрика: Театр и кино
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ТОДОРО́ВСКИЕ, рос. деятели кино, отец и сын. Пётр Ефимович (26.8.1925, Бобринец, ныне Кировоградской обл., Украина – 24.5.2013, Москва), режиссёр, оператор, засл. деят. искусств УССР (1967), нар. арт. РСФСР (1985). Участник Вел. Отеч. войны. В 1954 окончил ВГИК (мастерская Б. И. Волчека). Операторский дебют – ф. «Молдавские напевы» (1955, совм. с Р. Б. Василевским). Проявил себя как мастер чёткого реалистич. рисунка в картинах «Весна на Заречной улице» (1956, с Василевским), «Два Фёдора» (1959). В мягкой живописной манере снял ф. «Моя дочь» (1957). В ф. «Жажда» (1960), отмеченном экспрессивной выразительностью кадра, использовал оригинальные ракурсы, съёмку с движения. Образное воплощение атмосферы и интонац. чуткость отличают ф. «Никогда» (1962, режиссёрский дебют Т., совм. с В. П. Дьяченко) – опыт экзистенц. осмысления драмы старшего поколения, сформировавшегося при тоталитаризме. Тонкий лиризм, детализация и нюансировка, пронзительно-щемящая нота объединяют фильм о курсантах воен. училища перед уходом на фронт «Верность» (1965, пр. Мкф в Венеции) и трагикомедийную притчу об одиноком человеке-стоике «Фокусник» (1968). Психологич. мелодрама «Городской романс» (1971) отразила духовное состояние общества, изживающего иллюзии «оттепели». Опыт создания комедии нравов – экранизация «Последней жертвы» А. Н. Островского (1976), обращения к зрительскому кинематографу – лирич. комедия «Любимая женщина механика Гаврилова» (1982). Удачей стала ретродрама «Военно-полевой роман» (1984), на чувственно-эмоциональном уровне раскрывающая состояние неразрешимости заурядной бытовой ситуации. Автобиографич. мотивы звучат в лентах «По главной улице с оркестром» (1986), «Анкор, ещё анкор!» (1993). Зрительский успех сопутствовал мелодраме «Интердевочка» (1989). Присущие почерку Т. мягкое соединение юмора, лирики и драматизма, иногда переходящего в трагедию, демонстрируют картины «Какая чудная игра» (1995), «В созвездии Быка» (2003) и «Риорита» (2008). Среди др. фильмов: «В день праздника» (1978), «Ретро втроём» (1998), «Жизнь забавами полна» (2002). По повести Т. «Вспоминай – не вспоминай» поставлен т/ф «Курсанты» А. О. Кавуна (2004). Автор и соавтор сценариев, музыки к своим и др. фильмам. Гос. пр. РФ (1995). Награждён орденом «За заслуги перед Отечеством» 2-й степени (2005).
Его сын, Валерий Петрович (р. 8.5.1962, Одесса, УССР), режиссёр, продюсер. В 1984 окончил сценарный ф-т ВГИКа (мастерская К. К. Парамоновой и И. К. Кузнецова). Поставил фильмы: «Любовь» (1991), «Подмосковные вечера» (1994), «Страна глухих» (1998), «Любовник» (2002), «Стиляги» (2008), «Большой» (2016), телесериал «Оттепель» (2013) и др.