СМОКТУНО́ВСКИЙ ИННОКЕНТИЙ МИХАЙЛОВИЧ
-
Рубрика: Театр и кино
-
Скопировать библиографическую ссылку:
СМОКТУНО́ВСКИЙ (наст. фам. Смоктунович) Иннокентий Михайлович (28.3.1925, с. Татьяновка Томской губ. – 3.8.1994, Кубинка Моск. обл.), рос. актёр, нар. арт. СССР (1974), Герой Соц. Труда (1990). Участник Вел. Отеч. войны. В 1945–46 учился в студии при Красноярском драматич. театре им. А. С. Пушкина. В 1946–54 актёр театров Норильска, Махачкалы, Грозного, Сталинграда. В 1954–76 (с перерывом) в моск. театрах (им. Ленинского комсомола, Театре-студии киноактёра, Малом театре). В 1957–60 в БДТ. С 1976 во МХАТе (с 1989 МХАТ им. А. П. Чехова). Создавал пронзительные образы рефлектирующих интеллигентов, знаменовавшие прорыв нового сознания 1950-х гг. и нарушение канонов социалистического реализма. Первый успех в 1957 принесли роли лейтенанта Фарбера в ф. «Солдаты» и князя Мышкина в спектакле «Идиот» по Ф. М. Достоевскому (БДТ). Среди значит. театральных ролей: царь Фёдор Иоаннович (в одноим. спектакле по А. К. Толстому), Иванов и Дорн («Иванов» и «Чайка» А. П. Чехова), Порфирий Головлёв («Господа Головлёвы» по М. Е. Салтыкову-Щедрину), Людовик XIV («Кабала святош» М. А. Булгакова), И. С. Бах («Возможная встреча» П. Барца). Особую утончённость, странность, изломанность и вместе с тем внутр. силу С. воплотил в фильмах «Дорогой бессмертия», «Шторм», «Неотправленное письмо», «Степень риска». К отрицательным персонажам (Пал Палыч – «Ночной гость», Геннадий – «Високосный год») проявлял сочувствие, открывая сложность человеческой натуры. Этапные работы в картинах «Девять дней одного года» и «Гамлет» – образы ироничных интеллектуалов, духовных подвижников. В лентах «На одной планете» и «Первый посетитель» С. создал неканонич. портрет В. И. Ленина, раскрывая драматизм судьбы человека во власти. Успех у зрителей имел образ романтика Деточкина, «исправляющего» окружающий мир (ф. «Берегись автомобиля»). В экранизациях отеч. классики («Преступление и наказание», Гос. пр. РСФСР, 1971; «Дядя Ваня», «Враги», «Мёртвые души»; в телефильмах «Вишнёвый сад», «Маленькие трагедии», «Поздняя любовь», «Дети солнца») и событий рос. истории («Чайковский», пр. Мкф в Сан-Себастьяне; «Укрощение огня», «Звезда пленительного счастья», «Последняя дорога») на более сложный уровень вышел диалог актёра с бытием в условиях «карнавального» начала 1970-х гг. Эту тему С. развил в киноработах следующего десятилетия («Дочки-матери», «В четверг и больше никогда», «Барьер», «Двое под одним зонтом»). На сломе эпох в нач. 1990-х гг. показал трагизм существования людей, осознающих малодушие и низость собств. жизни («Чёрный коридор», «Белый праздник»). Знаковой явилась роль еврея Исаака (ф. «Дамский портной»), накануне отправки в Бабий Яр предчувствующего собств. гибель. Поставил спектакль «Из жизни дождевых червей» П. У. Энквиста (1991, совм. с В. В. Ланским и М. А. Кочетковым, роль Андерсена, МХАТ им. Чехова). Ленинская пр. (1965). Награждён орденами Ленина (1975, 1985, 1990).