Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СМОКТУНО́ВСКИЙ ИННОКЕНТИЙ МИХАЙЛОВИЧ

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 30. Москва, 2015, стр. 489-490

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. В. Шпагин
И. М. Смоктуновский в фильме «Звезда пленительного счастья». 1975.

СМОКТУНО́ВСКИЙ (наст. фам. Смок­ту­но­вич) Ин­но­кен­тий Ми­хай­ло­вич (28.3.1925, с. Тать­я­нов­ка Том­ской губ. – 3.8.1994, Ку­бин­ка Моск. обл.), рос. ак­тёр, нар. арт. СССР (1974), Ге­рой Соц. Тру­да (1990). Уча­ст­ник Вел. Отеч. вой­ны. В 1945–46 учил­ся в сту­дии при Крас­но­яр­ском дра­ма­тич. те­ат­ре им. А. С. Пуш­ки­на. В 1946–54 ак­тёр те­ат­ров Но­риль­ска, Ма­хач­ка­лы, Гроз­но­го, Ста­лин­гра­да. В 1954–76 (с пе­ре­ры­вом) в моск. те­ат­рах (им. Ле­нин­ско­го ком­со­мо­ла, Те­ат­ре-сту­дии ки­но­ак­тё­ра, Ма­лом те­ат­ре). В 1957–60 в БДТ. С 1976 во МХАТе (с 1989 МХАТ им. А. П. Че­хо­ва). Соз­да­вал прон­зи­тель­ные об­ра­зы реф­лек­ти­рую­щих ин­тел­ли­ген­тов, зна­ме­но­вав­шие про­рыв но­во­го соз­на­ния 1950-х гг. и на­ру­ше­ние ка­но­нов со­циа­ли­сти­че­ско­го ре­а­лиз­ма. Пер­вый ус­пех в 1957 при­нес­ли ро­ли лей­те­нан­та Фар­бе­ра в ф. «Сол­даты» и кня­зя Мыш­ки­на в спек­так­ле «Иди­от» по Ф. М. Дос­то­ев­ско­му (БДТ). Сре­ди зна­чит. те­ат­раль­ных ро­лей: царь Фё­дор Ио­ан­но­вич (в од­но­им. спек­так­ле по А. К. Тол­сто­му), Ива­нов и Дорн («Ива­нов» и «Чай­ка» А. П. Че­хо­ва), Пор­фирий Го­лов­лёв («Гос­по­да Го­лов­лё­вы» по М. Е. Сал­ты­ко­ву-Щед­ри­ну), Лю­до­вик XIV («Ка­ба­ла свя­тош» М. А. Бул­га­ко­ва), И. С. Бах («Воз­мож­ная встре­ча» П. Бар­ца). Осо­бую утон­чён­ность, стран­ность, из­ло­ман­ность и вме­сте с тем внутр. си­лу С. во­пло­тил в филь­мах «До­ро­гой бес­смер­тия», «Шторм», «Не­от­прав­лен­ное пись­мо», «Сте­пень рис­ка». К от­ри­ца­тель­ным пер­со­на­жам (Пал Па­лыч – «Ноч­ной гость», Ген­на­дий – «Ви­со­кос­ный год») про­яв­лял со­чув­ст­вие, от­кры­вая слож­ность че­ло­ве­че­ской на­ту­ры. Этап­ные ра­бо­ты в кар­ти­нах «Де­вять дней од­но­го го­да» и «Гам­лет» – об­ра­зы иро­нич­ных ин­тел­лек­туа­лов, ду­хов­ных под­виж­ни­ков. В лен­тах «На од­ной пла­не­те» и «Пер­вый по­се­ти­тель» С. соз­дал не­ка­но­нич. порт­рет В. И. Ле­ни­на, рас­кры­вая дра­ма­тизм судь­бы че­ло­ве­ка во вла­сти. Ус­пех у зри­те­лей имел об­раз ро­ман­тика Де­точ­кина, «ис­прав­ляю­щего» ок­ру­жаю­щий мир (ф. «Бе­ре­гись ав­то­мо­би­ля»). В эк­ра­ни­за­ци­ях отеч. клас­си­ки («Пре­сту­п­ле­ние и на­ка­за­ние», Гос. пр. РСФСР, 1971; «Дя­дя Ва­ня», «Вра­ги», «Мёрт­вые ду­ши»; в те­ле­филь­мах «Виш­нё­вый сад», «Ма­лень­кие тра­ге­дии», «Позд­няя лю­бовь», «Де­ти солн­ца») и со­бы­тий рос. ис­то­рии («Чай­ков­ский», пр. Мкф в Сан-Се­ба­сть­я­не; «Ук­ро­ще­ние ог­ня», «Звез­да пле­ни­тель­но­го сча­стья», «По­след­няя до­ро­га») на бо­лее слож­ный уро­вень вы­шел диа­лог ак­тё­ра с бы­ти­ем в ус­ло­ви­ях «кар­на­валь­но­го» на­ча­ла 1970-х гг. Эту те­му С. раз­вил в ки­но­ра­бо­тах сле­дую­ще­го де­ся­ти­ле­тия («Доч­ки-ма­те­ри», «В чет­верг и боль­ше ни­ко­гда», «Барь­ер», «Двое под од­ним зон­том»). На сло­ме эпох в нач. 1990-х гг. по­ка­зал тра­гизм су­ще­ст­во­ва­ния лю­дей, осоз­наю­щих ма­ло­ду­шие и ни­зость собств. жиз­ни («Чёр­ный ко­ри­дор», «Бе­лый празд­ник»). Зна­ко­вой яви­лась роль ев­рея Исаа­ка (ф. «Дам­ский порт­ной»), на­ка­ну­не отправ­ки в Ба­бий Яр пред­чув­ст­вую­ще­го собств. ги­бель. По­ста­вил спек­такль «Из жиз­ни до­ж­де­вых чер­вей» П. У. Эн­кви­ста (1991, совм. с В. В. Лан­ским и М. А. Ко­чет­ко­вым, роль Ан­дер­се­на, МХАТ им. Че­хо­ва). Ле­нин­ская пр. (1965). На­гра­ж­дён ор­де­нами Ле­ни­на (1975, 1985, 1990).

Соч.: Вре­мя до­б­рых на­дежд. М., 1979; Быть! М., 1999.

Лит.: Сво­бо­дин А. П. И. Смок­ту­нов­ский. М., 1964; Бень­яш Р. Без гри­ма и в гри­ме. Л.; М., 1965; Gаzdа J. I. Smoktunowski. Warsz., 1975; Де­ми­до­ва А. А ска­жи­те, Ин­но­кен­тий Ми­хай­ло­вич… М., 1988; Гор­фун­кель Е. И. Смок­ту­нов­ский. М., 1990; И. Смок­ту­нов­ский. Жизнь и ро­ли. М., 2002; Его­ши­на О. Ак­тер­ские тет­ра­ди И. Смок­ту­нов­ско­го. М., 2004.

Вернуться к началу