ЛЮ́ПА КРИСТИАН
-
Рубрика: Театр и кино
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЛЮ́ПА (Lupa) Кристиан (р. 7.11.1943, Ястшембе-Здруй), польский режиссёр, сценограф. В Кракове в 1969 окончил Академию изобразительных искусств (художник-график), в 1977 – Государственную высшую театральную школу; дипломный спектакль «Красотки и уродины» С. И. Виткевича стал событием театральной жизни: режиссёр решил сюрреалистический текст в реалистической манере, лишив его черт гротеска и пародии. В 1977–84 режиссёр и сценограф Театра имени Ц. Норвида (Еленя-Гура); на малой сцене осуществлял экспериментальные постановки, опираясь на актёрскую импровизацию, идеи психоанализа и теорию К. Юнга («Прозрачная комната», 1979; «Ужин», 1980). Вокруг Л. сформировалась группа актёров, вместе с которыми он разрабатывал новые методы репетиционного процесса и создания роли. Спектакли: «Прагматисты» Виткевича (1981, отсюда группа называла себя «прагматиками»), «Венчание» В. Гомбровича (1984). С 1984 в Старом театре имени Х. Моджеевской в Кракове. На камерной сцене экспериментирует с прозаическими текстами: «Мечтатели» по Р. Музилю (1988), «Братья Карамазовы» по Ф. М. Достоевскому (1990, 1999), «Мальте, или Триптих о блудном сыне» по Р. М. Рильке (1991), «Лунатики» по Г. Броху (1995–98). Работает также в других театрах Польши. Литературные предпочтения Л. сконцентрированы в основном вокруг модернистской эстетики и авторов, её унаследовавших. На новом этапе важным для режиссёра стало творчество Т. Бернхарда («Калькверк», 1992; «Иммануил Кант», 1996; «Auslöschung/Вычёркивание», 2001; «Лесоповал», 2014). В 2000-х гг. создавал реконструкции/фантазии на темы из жизни культовых личностей 20 в., исследует механизмы, управляющие поведением знаменитых людей, использует кинопроекции, предоставляя зрителю роль подсматривающего, подглядывающего в объектив камеры: «Фабрика 2» (2008, Старый театр, Краков), «Персона. Мэрилин» (2009, Драматический театр, Варшава). Среди постановок 2010-х гг.: «Зал ожидания. 0» (2011), «Город мечты» А. Кубина (2012). Работает за рубежом: «Три сестры» А. П. Чехова (2005, Американский репертуарный театр, Кембридж), «Волшебная флейта» В. А. Моцарта (2006, «Театер ан дер Вин», Вена), «Чайка» Чехова (2007, Александринский театр, Санкт-Петербург), «Конец игры» С. Беккета (2010, «Ла Абадия», Мадрид), «Площадь героев» Бернхарда (2015, Литовский национальный драматический театр). Спектакли Л. превращаются в многодневные эпические полотна, в которых режиссёра привлекают не эффектные трюки и мизансцены, а сложные смысловые параллели. Главные темы творчества Л. – образ человека эпохи культурного перелома, фиксация изменения мировоззрения, сформированного в рамках европейской христианской культуры. С 1983 преподаёт в Государственной высшей театральной школе в Кракове (с 1993 профессор).