ПИЛЯ́ВСКАЯ СОФЬЯ СТАНИСЛАВОВНА
-
Рубрика: Театр и кино
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПИЛЯ́ВСКАЯ Софья Станиславовна (наст. имя. София Аделаида Антуанетта) [4(17).5.1911, Красноярск – 21.1.2000, Москва], рос. актриса, педагог, нар. арт. СССР (1991). Из семьи польск. дворянина, политич. ссыльного. По окончании драматич. студии под рук. З. С. Соколовой (сестры К. С. Станиславского) с 1931 в труппе МХАТа (в осн. составе с 1938; с 1989 в МХАТе им. А. П. Чехова). Начинала с образов молодых современниц (Наташа – «Чудесный сплав» В. М. Киршона, Оля – «Платон Кречет» А. Е. Корнейчука). Иск-во П. отличали благородство сценич. формы, строгая внешняя манера игры при рельефной чёткости рисунка, умение выявить «второй план» роли, высокая культура речи, обаяние женственности в сочетании с ослепительной, изысканной красотой: Софья («Горе от ума» А. С. Грибоедова), Мариэтт («Воскресение» по Л. Н. Толстому), Маша («Кремлёвские куранты» Н. Ф. Погодина), Бетси Тверская и графиня Вронская («Анна Каренина» по Толстому), Настя («На дне» М. Горького), леди Снируэлл («Школа злословия» Р. Шеридана), миссис Чивли («Идеальный муж» О. Уайльда), Юлия Филипповна («Дачники» Горького) и др. В 1970–90-е гг. П. – блестящий мастер «возрастного» репертуара (Глумова – «На всякого мудреца довольно простоты» А. Н. Островского, Анна Павловна – «Живой труп» Толстого, Войницкая – «Дядя Ваня» А. П. Чехова). Значит. работой стала роль Нетты («Московский хор» Л. С. Петрушевской). Среди поздних ролей: Сумасшедшая барыня («Гроза» Островского), Анфиса («Три сестры» Чехова), Хлёстова («Горе от ума»), Баронесса («Красивая жизнь» Ж. Ануя). В кино с 1949 («Сталинградская битва»). Снялась в фильмах: «Заговор обречённых», «На семи ветрах», «Всё остаётся людям», «Анна Каренина», «Живой труп», «Покровские ворота» и др. С 1954 преподавала в Школе-студии МХАТ (проф. с 1974). Гос. пр. СССР (1951).