Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПАПА́НОВ АНАТОЛИЙ ДМИТРИЕВИЧ

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 25. Москва, 2014, стр. 250

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




А. Д. Папанов в фильме «Холодное лето пятьдесят третьего...». 1988.

ПАПА́НОВ Ана­то­лий Дмит­рие­вич (30.10.1922, Вязь­ма – 5.8.1987, Мо­ск­ва), рос. ак­тёр, нар. арт. СССР (1973). Уча­ст­ник Вел. Отеч. вой­ны. В 1946 окон­чил ГИТИС (курс В. А. Ор­ло­ва). В 1947–49 в Клай­пед­ском рус. те­ат­ре, с 1949 в Моск. те­ат­ре са­ти­ры. Уже в ран­них ро­лях про­явил­ся как ост­ро­ха­рак­тер­ный ак­тёр: Ша­фер, Анг­ли­ча­нин и Вель­зе­вул («Клоп», «Мис­те­рия-буфф» В. В. Мая­ков­ско­го), Ко­рей­ко, Во­робь­я­ни­нов («Зо­ло­той те­лёнок», «Две­на­дцать стуль­ев» по И. Иль­фу и Е. Пет­ро­ву). От­кры­тый тем­пе­ра­мент, мас­тер­ст­во тра­ги­ко­мич. гро­те­ска от­ли­ча­ли П. в ро­лях: Юсо­ва («До­ход­ное ме­сто» А. Н. Ост­ров­ско­го), Го­род­ни­че­го («Ре­ви­зор» Н. В. Го­го­ля), Фа­му­со­ва («Го­ре от ума» А. С. Гри­бое­до­ва), Тёр­ки­на («Тёр­кин на том све­те» по А. Т. Твар­дов­ско­му), Хлу­до­ва («Бег» М. А. Бул­га­ко­ва), Су­да­ко­ва («Гнез­до глу­ха­ря» В. С. Ро­зо­ва), Гае­ва («Виш­нё­вый сад» А. П. Че­хо­ва), Брод­ско­го («Ин­тер­вен­ция» Л. И. Сла­ви­на), де­да Ци­буль­ки («Таб­лет­ку под язык» А. Е. Ма­ка­ён­ка), Ги­цэ («Ры­жая ко­бы­ла с ко­ло­коль­чи­ком» И. Дру­цэ) и др. С 1952 в ки­но. Соз­дал за­ост­рён­ные, ра­зо­бла­чит. порт­ре­ты при­спо­соб­лен­цев, бю­ро­кра­тов, обы­ва­те­лей – пер­со­на­жи-мас­ки: Кро­ха­лёв («Че­ло­век ни­от­ку­да»), Аким Се­ва­сть­я­но­вич («По­рож­ний рейс»), Со­кол-Круж­кин («Бе­ре­гись ав­то­мо­би­ля»), Ва­си­суа­лий Ло­хан­кин («Зо­ло­той те­лё­нок») и др. Глу­бо­кое дра­ма­тич. да­ро­ва­ние П. рас­кры­лось в филь­мах: «Жи­вые и мёрт­вые» (Гос. пр. РСФСР, 1966), «Воз­мез­дие», «Бе­ло­рус­ский во­кзал», «Хо­лод­ное ле­то пять­де­сят третье­го…». Сыг­рал в эк­ра­ни­за­ци­ях клас­си­ки: Ио­ныч, Са­мой­лен­ко («В го­ро­де С.», «Пло­хой хо­ро­ший че­ло­век» по Че­хо­ву), Го­род­ни­чий («Ин­ког­ни­то из Пе­тер­бур­га» по Го­го­лю). Сре­ди др. филь­мов: «Наш дом», «Де­ти Дон Ки­хо­та», «Иду на гро­зу», «При­хо­ди­те зав­тра», «Род­ная кровь», «Дай­те жа­лоб­ную кни­гу», «Оди­но­ж­ды один», «Брил­ли­ан­то­вая ру­ка», «Слу­жи­ли два то­ва­ри­ща», «От­цы и де­ды», «Вре­мя же­ла­ний», те­ле­филь­мы «Адъ­ю­тант его пре­вос­хо­ди­тель­ст­ва», «Две­на­дцать стуль­ев». В 1987 в Моск. те­ат­ре са­ти­ры по­ста­вил спек­такль «По­след­ние» М. Горь­ко­го. Оз­ву­чи­вал ани­мац. филь­мы (Волк – мно­го­се­рий­ный ани­мац. ф. «Ну, по­го­ди!», Во­дя­ной – «Ле­ту­чий ко­рабль», и др.). Гос. пр. СССР (1989, посм.).

Лит.: Бас­ка­ко­ва И. А. Па­па­нов. М., 1966; Ли­нец­кая М. Я. А. Па­па­нов. М., 1972; Че­ты­ре му­зы А. Па­па­но­ва. М., 1994; Па­па­но­ва Е. А. Хо­чу рас­ска­зать…: кни­га об от­це. М., 2009; А. Па­па­нов: Сни­май­те шля­пу, вы­ти­рай­те но­ги: [вос­по­ми­на­ния и ин­тер­вью]. СПб., 2012.

Вернуться к началу