ГЗО́ВСКАЯ ТАТЬЯНА ВАСИЛЬЕВНА
-
Рубрика: Театр и кино
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ГЗО́ВСКАЯ (урожд. Исаченко) Татьяна Васильевна (18.3.1901, Москва – 29.9.1993, Берлин), рос. и нем. артистка балета, хореограф, педагог. Сестра А. В. Исаченко. Классич. танцу обучалась с 1908 в Петерб. театральном уч-ще у Е. П. Соколовой и О. И. Преображенской, совр. танцу – в Школе музыки и ритма Э. Жак-Далькроза в Хеллерау (Германия) и в студии Ирмы Дункан в Москве. Работала в Мариинском и Большом театрах. Во время Гражд. войны 1917–22 начала педагогич. деятельность в Екатеринодаре. С 1925 жила в Берлине. Преподавала классич. танец, ставила танцы в варьете. В 1928 с мужем В. Гзовским открыла балетную школу, основала труппу «Балет Гзовских». С 1935 выступала как хореограф в театрах Эссена, Лейпцига, Берлина. В 1943 за постановку антивоенного балета «Гойески» на музыку одноим. оперы Э. Гранадоса в берлинском театре «Фольксбюне» подверглась запрету на проф. деятельность со стороны фашистских властей. В 1945–52 руководила балетной труппой Нем. гос. оперы в Вост. Берлине. Среди постановок: «Петрушка» И. Ф. Стравинского (1946), «Ромео и Джульетта» С. С. Прокофьева (1948), «Спящая красавица» П. И. Чайковского (1949). Конфликт с руководством ГДР вынудил Г. переехать вместе с частью труппы в Зап. Берлин. Всемирное признание принесла постановка в 1952 балета «Идиот» Х. В. Хенце (по роману Ф. М. Достоевского). С именем Г. связан расцвет нем. балета после 2-й мировой войны. Поставила 150 спектаклей, ко многим из которых написала либретто. В 1954–66 руководила балетом Нем. оперы в Берлине (Зап. Берлин) и труппой «Берлинский балет», с которой гастролировала во многих странах мира. В 1959–66 возглавляла также балет Гор. театра во Франкфурте-на-Майне. Осуществила ряд постановок в театрах ФРГ, а также в театрах «Колон» (Буэнос-Айрес), «Ла Скала» (Милан), Парижской опере: «Жоан из Сариссы» В. Эгка (1950), «Гамлет» (1951), «Венецианский мавр» (1956) и «Тристан» (1965) Б. Блахера, «Триумф Афродиты» К. Орфа (1953), «Красный плащ» Л. Ноно (1954), «Мавра» (1956) и «Агон» (1959) Стравинского, «Медуза» Г. фон Эйнема (1958), «Ундина» Х. В. Хенце (1959), «Лабиринт правды» Э. Вареза (1964). Соединяя традиции рус. классич. балета с экспрессивной свободной пластикой, Г. выработала собств. стиль «драматического танцевального действия»: лаконичного, остросюжетного, наделённого глубоким трагич. пафосом. Использовала возможности слияния балета с драмой и вокалом («Семь смертных грехов мещанина» Б. Брехта – К. Вайля, 1960). Преподавала в созданной по её инициативе Академии танца в Берлине (с 1976 проф.).